Меню сайта |
|
|
Категория |
|
|
Развлечение |
|
|
ON - LINE |
|
|
Опрос |
|
|
Оbserver Ward |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
Друзья сайта |
|
|
Hаша кнопка |
Для обмена банерами , наша кнопка для размещения у вас на сайте
|
|
|
10. Шаблоны функций (1)
10. Шаблоны функций
В этой главе рассказывается, что такое шаблон функции, как его определять и использовать. Это довольно просто, и многие программисты применяют шаблоны, определенные в стандартной библиотеке, даже не понимая, с чем они работают. Только пользователи, хорошо знающие язык С++, самостоятельно определяют и применяют шаблоны функций так, как здесь описано. Поэтому материал данной главы следует рассматривать как переход к более сложным аспектам C++. Мы начнем с рассказа о том, что такое шаблон функции и как его определять, затем на простом примере проиллюстрируем использование шаблонов. Далее мы перейдем к темам, требующим больших знаний. Сначала посмотрим на усложненные примеры применения шаблонов, затем подробно остановимся на выведении (deduction) их аргументов и покажем, как их можно задавать при конкретизации (instantiation) шаблона функции. После этого мы посмотрим, каким образом компилятор конкретизирует шаблоны и какие требования предъявляются в этой связи к организации наших программ, а также обсудим, как определить специализацию для такой конкретизации. Затем в данной главе будут изложены вопросы, представляющие интерес для проектировщиков шаблонов функций. Мы объясним, как можно перегружать шаблоны и как применительно к ним работает разрешение перегрузки. Мы также расскажем о разрешении имен в определениях шаблонов функций и покажем, как можно определять шаблоны в пространствах имен. Глава завершается развернутым примером. 10.1. Определение шаблона функции
Иногда может показаться, что сильно типизированный язык создает препятствия для реализации совсем простых функций. Например, хотя следующий алгоритм функции min() тривиален, сильная типизация требует, чтобы его разновидности были реализованы для всех типов, которые мы собираемся сравнивать:
int min( int a, int b ) { return a < b ? a : b; }
double min( double a, double b ) { return a < b ? a : b; }
Заманчивую альтернативу явному определению каждого экземпляра функции min() представляет использование макросов, расширяемых препроцессором:
#define min(a, b) ((a) < (b) ? (a) : (b))
Но этот подход таит в себе потенциальную опасность. Определенный выше макрос правильно работает при простых обращениях к min(), например:
min( 10, 20 ); min( 10.0, 20.0 );
но может преподнести сюрпризы в более сложных случаях: такой механизм ведет себя не как вызов функции, он лишь выполняет текстовую подстановку аргументов. В результате значения обоих аргументов оцениваются дважды: один раз при сравнении a и b, а второй – при вычислении возвращаемого макросом результата:
#include <iostream> #define min(a,b) ((a) < (b) ? (a) : (b))
const int size = 10; int ia[size];
int main() { int elem_cnt = 0; int *p = &ia[0]; // подсчитать число элементов массива while ( min(p++,&ia[size]) != &ia[size] ) ++elem_cnt; cout << "elem_cnt : " << elem_cnt << "\texpecting: " << size << endl; return 0; }
На первый взгляд, эта программа подсчитывает количество элементов в массиве ia целых чисел. Но в этом случае макрос min() расширяется неверно, поскольку операция постинкремента применяется к аргументу-указателю дважды при каждой подстановке. В результате программа печатает строку, свидетельствующую о неправильных вычислениях:
elem_cnt : 5 expecting: 10
Шаблоны функций предоставляют в наше распоряжение механизм, с помощью которого можно сохранить семантику определений и вызовов функций (инкапсуляция фрагмента кода в одном месте программы и гарантированно однократное вычисление аргументов), не принося в жертву сильную типизацию языка C++, как в случае применения макросов. Шаблон дает алгоритм, используемый для автоматической генерации экземпляров функций с различными типами. Программист параметризует все или только некоторые типы в интерфейсе функции (т.е. типы формальных параметров и возвращаемого значения), оставляя ее тело неизменным. Функция хорошо подходит на роль шаблона, если ее реализация остается инвариантной на некотором множестве экземпляров, различающихся типами данных, как, скажем, в случае min(). Так определяется шаблон функции min():
template <class Type> Type min2( Type a, Type b ) { return a < b ? a : b; } int main() { // правильно: min( int, int ); min( 10, 20 ); // правильно: min( double, double ); min( 10.0, 20.0 ); return 0; }
Если вместо макроса препроцессора min() подставить в текст предыдущей программы этот шаблон, то результат будет правильным:
elem_cnt : 10 expecting: 10
(В стандартной библиотеке C++ есть шаблоны функций для многих часто используемых алгоритмов, например для min(). Эти алгоритмы описываются в главе 12. А в данной вводной главе мы приводим собственные упрощенные версии некоторых алгоритмов из стандартной библиотеки.)
Как объявление, так и определение шаблона функции всегда должны начинаться с ключевого слова template, за которым следует список разделенных запятыми идентификаторов, заключенный в угловые скобки '<' и '>', – список параметров шаблона, обязательно непустой. У шаблона могут быть параметры-типы, представляющие некоторый тип, и параметры-константы, представляющие фиксированное константное выражение. Параметр-тип состоит из ключевого слова class или ключевого слова typename, за которым следует идентификатор. Эти слова всегда обозначают, что последующее имя относится к встроенному или определенному пользователем типу. Имя параметра шаблона выбирает программист. В приведенном примере мы использовали имя Type, но могли выбрать и любое другое:
template <class Glorp> Glorp min2( Glorp a, Glorp b ) { return a < b ? a : b; }
При конкретизации (порождении конкретного экземпляра) шаблона вместо параметра-типа подставляется фактический встроенный или определенный пользователем тип. Любой из типов int, double, char*, vector<int> или list<double> является допустимым аргументом шаблона. Параметр-константа выглядит как обычное объявление. Он говорит о том, что вместо имени параметра должно быть подставлено значение константы из определения шаблона. Например, size – это параметр-константа, который представляет размер массива arr:
template <class Type, int size> Type min( Type (&arr) [size] );
Вслед за списком параметров шаблона идет объявление или определение функции. Если не обращать внимания на присутствие параметров в виде спецификаторов типа или констант, то определение шаблона функции выглядит точно так же, как и для обычных функций:
template <class Type, int size> Type min( const Type (&r_array)[size] ) { /* параметризованная функция для отыскания * минимального значения в массиве */ Type min_val = r_array[0]; for ( int i = 1; i < size; ++i ) if ( r_array[i] < min_val ) min_val = r_array[i]; return min_val; }
В этом примере Type определяет тип значения, возвращаемого функцией min(), тип параметра r_array и тип локальной переменной min_val; size задает размер массива r_array. В ходе работы программы при использовании функции min() вместо Type могут быть подставлены любые встроенные и определенные пользователем типы, а вместо size – те или иные константные выражения. (Напомним, что работать с функцией можно двояко: вызвать ее или взять ее адрес). Процесс подстановки типов и значений вместо параметров называется конкретизацией шаблона. (Подробнее мы остановимся на этом в следующем разделе.) Список параметров нашей функции min() может показаться чересчур коротким. Как было сказано в разделе 7.3, когда параметром является массив, передается указатель на его первый элемент, первая же размерность фактического аргумента-массива внутри определения функции неизвестна. Чтобы обойти эту трудность, мы объявили первый параметр min() как ссылку на массив, а второй – как его размер. Недостаток подобного подхода в том, что при использовании шаблона с массивами одного и того же типа int, но разных размеров генерируются (или конкретизируются) различные экземпляры функции min(). Имя параметра разрешено употреблять внутри объявления или определения шаблона. Параметр-тип служит спецификатором типа; его можно использовать точно так же, как спецификатор любого встроенного или пользовательского типа, например в объявлении переменных или в операциях приведения типов. Параметр-константа применяется как константное значение – там, где требуются константные выражения, например для задания размера в объявлении массива или в качестве начального значения элемента перечисления.
// size определяет размер параметра-массива и инициализирует // переменную типа const int template <class Type, int size> Type min( const Type (&r_array)[size] ) { const int loc_size = size; Type loc_array[loc_size]; // ... }
Если в глобальной области видимости объявлен объект, функция или тип с тем же именем, что у параметра шаблона, то глобальное имя оказывается скрытым. В следующем примере тип переменной tmp не double, а тот, что у параметра шаблона Type:
typedef double Type; template <class Type> Type min( Type a, Type b ) { // tmp имеет тот же тип, что параметр шаблона Type, а не заданный // глобальным typedef Type tm = a < b ? a : b; return tmp; }
Объект или тип, объявленные внутри определения шаблона функции, не могут иметь то же имя, что и какой-то из параметров:
template <class Type> Type min( Type a, Type b ) { // ошибка: повторное объявление имени Type, совпадающего с именем // параметра шаблона typedef double Type; Type tmp = a < b ? a : b; return tmp; }
Имя параметра-типа шаблона можно использовать для задания типа возвращаемого значения:
// правильно: T1 представляет тип значения, возвращаемого min(), // а T2 и T3 – параметры-типы этой функции template <class T1, class T2, class T3> T1 min( T2, T3 );
В одном списке параметров некоторое имя разрешается употреблять только один раз. Например, следующее определение будет помечено как ошибка компиляции:
// ошибка: неправильное повторное использование имени параметра Type template <class Type, class Type> Type min( Type, Type );
Однако одно и то же имя можно многократно применять внутри объявления или определения шаблона:
// правильно: повторное использование имени Type внутри шаблона template <class Type> Type min( Type, Type ); template <class Type> Type max( Type, Type );
Имена параметров в объявлении и определении не обязаны совпадать. Так, все три объявления min() относятся к одному и тому же шаблону функции:
// все три объявления min() относятся к одному и тому же шаблону функции // опережающие объявления шаблона template <class T> T min( T, T ); template <class U> U min( U, U ); // фактическое определение шаблона template <class Type> Type min( Type a, Type b ) { /* ... */ }
Количество появлений одного и того же параметра шаблона в списке параметров функции не ограничено. В следующем примере Type используется для представления двух разных параметров:
#include <vector> // правильно: Type используется неоднократно в списке параметров шаблона template <class Type> Type sum( const vector<Type> &, Type );
Если шаблон функции имеет несколько параметров-типов, то каждому из них должно предшествовать ключевое слово class или typename:
// правильно: ключевые слова typename и class могут перемежаться template <typename T, class U> T minus( T*, U ); // ошибка: должно быть <typename T, class U> или // <typename T, typename U> template <typename T, U> T sum( T*, U );
В списке параметров шаблона функции ключевые слова typename и class имеют одинаковый смысл и, следовательно, взаимозаменяемы. Любое из них может использоваться для объявления разных параметров-типов шаблона в одном и том же списке (как было продемонстрировано на примере шаблона функции minus()). Для обозначения параметра-типа более естественно, на первый взгляд, употреблять ключевое слово typename, а не class, ведь оно ясно указывает, что за ним следует имя типа. Однако это слово было добавлено в язык лишь недавно, как часть стандарта C++, поэтому в старых программах вы скорее всего встретите слово class. (Не говоря уже о том, что class короче, чем typename, а человек по природе своей ленив.) Ключевое слово typename упрощает разбор определений шаблонов. (Мы лишь кратко остановимся на том, зачем оно понадобилось. Желающим узнать об этом подробнее рекомендуем обратиться к книге Страуструпа "Design and Evolution of C++”.) При таком разборе компилятор должен отличать выражения-типы от тех, которые таковыми не являются; выявить это не всегда возможно. Например, если компилятор встречает в определении шаблона выражение Parm::name и если Parm – это параметр-тип, представляющий класс, то следует ли считать, что name представляет член-тип класса Parm?
template <class Parm, class U> Parm minus( Parm* array, U value ) { Parm::name * p; // это объявление указателя или умножение? // На самом деле умножение }
Компилятор не знает, является ли name типом, поскольку определение класса, представленного параметром Parm, недоступно до момента конкретизации шаблона. Чтобы такое определение шаблона можно было разобрать, пользователь должен подсказать компилятору, какие выражения включают типы. Для этого служит ключевое слово typename. Например, если мы хотим, чтобы выражение Parm::name в шаблоне функции minus() было именем типа и, следовательно, вся строка трактовалась как объявление указателя, то нужно модифицировать текст следующим образом:
template <class Parm, class U> Parm minus( Parm* array, U value ) { typename Parm::name * p; // теперь это объявление указателя }
Ключевое слово typename используется также в списке параметров шаблона для указания того, что параметр является типом. Шаблон функции можно объявлять как inline или extern – как и обычную функцию. Спецификатор помещается после списка параметров, а не перед словом template.
// правильно: спецификатор после списка параметров template <typename Type> inline Type min( Type, Type );
// ошибка: спецификатор inline не на месте inline template <typename Type> Type min( Array<Type>, int );
Упражнение 10.1
Определите, какие из данных определений шаблонов функций неправильны. Исправьте ошибки.
(a) template <class T, U, class V> void foo( T, U, V );
(b) template <class T> T foo( int *T );
(c) template <class T1, typename T2, class T3> T1 foo( T2, T3 );
(d) inline template <typename T> T foo( T, unsigned int* );
(e) template <class myT, class myT> void foo( myT, myT );
(f) template <class T> foo( T, T );
(g) typedef char Ctype; template <class Ctype> Ctype foo( Ctype a, Ctype b );
Упражнение 10.2
Какие из повторных объявлений шаблонов ошибочны? Почему?
(a) template <class Type> Type bar( Type, Type );
template <class Type> Type bar( Type, Type );
(b) template <class T1, class T2> void bar( T1, T2 );
template <typename C1, typename C2> void bar( C1, C2 );
Упражнение 10.3
Перепишите функцию putValues() из раздела 7.3.3 в виде шаблона. Параметризуйте его так, чтобы было два параметра шаблона (для типа элементов массива и для размера массива) и один параметр функции, являющийся ссылкой на массив. Напишите определение шаблона функции. 10.2. Конкретизация шаблона функции
Шаблон функции описывает, как следует строить конкретные функции, если задано множество фактических типов или значений. Процесс конструирования называется конкретизацией шаблона. Выполняется он неявно, как побочный эффект вызова или взятия адреса шаблона функции. Например, в следующей программе min() конкретизируется дважды: один раз для массива из пяти элементов типа int, а другой – для массива из шести элементов типа double:
массива из шести элементов типа double: // определение шаблона функции min() // с параметром-типом Type и параметром-константой size template <typename Type, int size> Type min( Type (&r_array)[size] ) { Type min_val = r_array[0]; for ( int i = 1; i < size; ++i ) if ( r_array[i] < min_val ) min_val = r_array[i]; return min_val; } // size не задан -- ok // size = число элементов в списке инициализации int ia[] = { 10, 7, 14, 3, 25 }; double da[6] = { 10.2, 7.1, 14.5, 3.2, 25.0, 16.8 }; #include <iostream> int main() { // конкретизация min() для массива из 5 элементов типа int // подставляется Type => int, size => 5 int i = min( ia ); if ( i != 3 ) cout << "??oops: integer min() failed\n"; else cout << "!!ok: integer min() worked\n"; // конкретизация min() для массива из 6 элементов типа double // подставляется Type => double, size => 6 double d = min( da ); if ( d != 3.2 ) cout << "??oops: double min() failed\n"; else cout << "!!ok: double min() worked\n"; return 0; }
Вызов
int i = min( ia );
приводит к конкретизации следующего экземпляра функции min(), в котором Type заменено на int, а size на 5:
int min( int (&r_array)[5] ) { int min_val = r_array[0]; for ( int i = 1; i < 5; ++i ) if ( r_array[i] < min_val ) min_val = r_array[i];
return min_val; }
Аналогично вызов
double d = min( da );
конкретизирует экземпляр min(), в котором Type заменено на double, а size на 6: В качестве формальных параметров шаблона функции используются параметр-тип и параметр-константа. Для определения фактического типа и значения константы, которые надо подставить в шаблон, исследуются фактические аргументы, переданные при вызове функции. В нашем примере для идентификации аргументов шаблона при конкретизации используются тип ia (массив из пяти int) и da (массив из шести double). Процесс определения типов и значений аргументов шаблона по известным фактическим аргументам функции называется выведением (deduction) аргументов шаблона. (В следующем разделе мы расскажем об этом подробнее. А в разделе 10.4 речь пойдет о возможности явного задания аргументов.) Шаблон конкретизируется либо при вызове, либо при взятии адреса функции. В следующем примере указатель pf инициализируется адресом конкретизированного экземпляра шаблона. Его аргументы определяются путем исследования типа параметра функции, на которую указывает pf:
template <typename Type, int size> Type min( Type (&p_array)[size] ) { /* ... */ }
// pf указывает на int min( int (&)[10] ) int (*pf)(int (&)[10]) = &min;
Тип pf – это указатель на функцию с параметром типа int(&)[10], который определяет тип аргумента шаблона Type и значение аргумента шаблона size при конкретизации min(). Аргумент шаблона Type будет иметь тип int, а значением аргумента шаблона size будет 10. Конкретизированная функция представляется как min(int(&)[10]), и указатель pf адресует именно ее. Когда берется адрес шаблона функции, контекст должен быть таким, чтобы можно было однозначно определить типы и значения аргументов шаблона. Если сделать это не удается, компилятор выдает сообщение об ошибке:
template <typename Type, int size> Type min( Type (&r_array)[size] ) { /* ... */ }
typedef int (&rai)[10]; typedef double (&rad)[20];
void func( int (*)(rai) ); void func( double (*)(rad) );
int main() { // ошибка: как конкретизировать min()? func( &min ); }
Функция func() перегружена и тип ее параметра не позволяет однозначно определить ни аргумент шаблона Type, ни значение аргумента шаблона size. Результатом конкретизации вызова func() может быть любая из следующих функций:
min( int (*)(int(&)[10]) ) min( double (*)(double(&)[20]) )
Поскольку однозначно определить аргументы функции func() нельзя, взятие адреса конкретизированного шаблона в таком контексте приводит к ошибке компиляции. Этого можно избежать, если использовать явное приведение типов для указания типа аргумента:
int main() { // правильно: с помощью явного приведения указывается тип аргумента func( static_cast< double(*)(rad) >(&min) ); }
Лучше, однако, применять явное задание аргументов шаблона, как будет показано в разделе 10.4. 10.3. Вывод аргументов шаблона А
При вызове шаблона функции типы и значения его аргументов определяются путем исследования типов фактических аргументов функции. Этот процесс называется выводом аргументов шаблона. Параметром функции в шаблоне min() является ссылка на массив элементов типа Type:
template <class Type, int size> Type min( Type (&r_array)[size] ) { /* ... */ }
Для сопоставления с формальным параметром функции фактический аргумент также должен быть l-значением, представляющим тип массива. Следующий вызов ошибочен, так как pval имеет тип int*, а не является l-значением типа "массив int”.
void f( int pval[9] ) { // ошибка: Type (&)[] != int* int jval = min( pval ); }
При выводе аргументов шаблона не принимается во внимание тип значения, возвращаемого конкретизированным шаблоном функции. Например, если вызов min() записан так:
double da[8] = { 10.3, 7.2, 14.0, 3.8, 25.7, 6.4, 5.5, 16.8 }; int i1 = min( da );
то конкретизированный экземпляр min() имеет параметр типа "указатель на массив из восьми double” и возвращает значение типа double. Перед инициализацией i1 это значение приводится к типу int. Однако тот факт, что результат вызова min() используется для инициализации объекта типа int, не влияет на вывод аргументов шаблона. Чтобы процесс такого вывода завершился успешно, тип фактического аргумента функции не обязательно должен совпадать с типом соответствующего формального параметра. Допустимы три вида преобразований типа: трансформация l-значения, преобразование спецификаторов и приведение к базовому классу, конкретизированному из шаблона класса. Рассмотрим последовательно каждое из них. Напомним, что трансформация l-значения – это либо преобразование l-значения в r-значение, либо преобразование массива в указатель, либо преобразование функции в указатель (все они рассматривались в разделе 9.3). Для иллюстрации влияния такой трансформации на вывод аргументов шаблона рассмотрим функцию min2() c одним параметром шаблона Type и двумя параметрами функции. Первый параметр min2() – это указатель на тип Type*. size теперь не является параметром шаблона, как в определении min(), вместо этого он стал параметром функции, а его значение должно быть явно передано при вызове:
template <class Type> // первый параметр имеет тип Type* Type min2( Type* array, int size ) { Type min_val = array[0]; for ( int i = 1; i < size; ++i ) if ( array[i] < min_val ) min_val = array[i]; return min_val; }
min2() можно вызвать, передав в качестве первого аргумента массив из четырех int, как в следующем примере:
int ai[4] = { 12, 8, 73, 45 }; int main() { int size = sizeof (ai) / sizeof (ai[0]); // правильно: преобразование массива в указатель min2( ai, size ); }
Фактический аргумент функции ai имеет тип "массив из четырех int” и не совпадает с типом соответствующего формального параметра Type*. Однако, поскольку преобразование массива в указатель допустимо, то аргумент ai приводится к типу int* еще до вывода аргумента шаблона Type, для которого затем выводится тип int, и шаблон конкретизирует функцию min2(int*, int). Преобразование спецификаторов добавляет const или volatile к указателям (такие трансформации также рассматривались в разделе 9.3). Для иллюстрации влияния преобразования спецификаторов на вывод аргументов шаблона рассмотрим min3() с первым параметром функции типа const Type*:
template <class Type> // первый параметр имеет тип const Type* Type min3( const Type* array, int size ) { // ... }
min3() можно вызвать, передав int* в качестве первого фактического аргумента, как в следующем примере:
int *pi = &ai; // правильно: приведение спецификаторов к типу const int* int i = min3( pi, 4 );
Фактический аргумент функции pi имеет тип "указатель на int” и не совпадает с типом формального параметра const Type*. Однако, поскольку преобразование спецификаторов допустимо, то он приводится к типу const int* еще до вывода аргумента шаблона Type, для которого затем выводится тип int, и шаблон конкретизирует функцию min3(const int*, int). Теперь обратимся к преобразованию в базовый класс, конкретизированный из шаблона класса. Вывод аргументов шаблона можно выполнить, если тип формального параметра функции является таким шаблоном, а фактический аргумент – базовый класс, конкретизированный из него. Чтобы проиллюстрировать такое преобразование, рассмотрим новый шаблон функции min4() с параметром типа Array<Type>&, где Array – это шаблон класса, определенный в разделе 2.5. (В главе 16 шаблоны классов обсуждаются во всех деталях.)
template <class Type> class Array { /* ... */ }
template <class Type> Type min4( Array<Type>& array ) { Type min_val = array[0]; for ( int i = 1; i < array.size(); ++i ) if ( array[i] < min_val ) min_val = array[i];
return min_val; }
min4() можно вызвать, передав в качестве первого аргумента ArrayRC<int>, как показано в следующем примере. (ArrayRC – это шаблон класса, также определенный в главе 2; наследование классов подробно рассматривается в главах 17 и 18.)
template <class Type> class ArrayRC : public Array<Type> { /* ... */ };
int main() { ArrayRC<int> ia_rc(10); min4( ia_rc ); }
Фактический аргумент ia_rc имеет тип ArrayRC<int>. Он не совпадает с типом формального параметра Array<Type>&. Но одним из базовых классов для ArrayRC<int> является Array<int>, так как он конкретизирован из шаблона класса, указанного в качестве формального параметра функции. Поскольку фактический аргумент является производным классом, то его можно использовать при выводе аргументов шаблона. Таким образом, перед выводом аргумент функции ArrayRC<int> преобразуется в тип Array<int>, после чего для аргумента шаблона Type выводится тип int и конкретизируется функция min4(Array<int>&). В процессе вывода одного аргумента шаблона могут принимать участие несколько аргументов функции. Если параметр шаблона встречается в списке параметров функции более одного раза, то каждый выведенный тип должен точно соответствовать типу, выведенному для того же аргумента шаблона в первый раз:
template <class T> T min5( T, T ) { /* ... */ } unsigned int ui;
int main() { // ошибка: нельзя конкретизировать min5( unsigned int, int ) // должно быть: min5( unsigned int, unsigned int ) или // min5( int, int ) min5( ui, 1024 ); }
Оба фактических аргумента функции должны иметь один и тот же тип: либо int, либо unsigned int, поскольку в шаблоне они принадлежат к одному типу T. Аргумент шаблона T, выведенный из первого аргумента функции, – это int. Аргумент же шаблона T, выведенный из второго аргумента функции, – это unsigned int. Поскольку они оказались разными, процесс вывода завершается неудачей и при конкретизации шаблона выдается сообщение об ошибке. (Избежать ее можно, если явно задать аргументы шаблона при вызове функции min5(). В разделе 10.4 мы увидим, как это делается.) Ограничение на допустимые типы преобразований относится только к тем фактическим параметрам функции, которые принимают участие в выводе аргументов шаблона. К остальным аргументам могут применяться любые трансформации. В следующем шаблоне функции sum() есть два формальных параметра. Фактический аргумент op1 для первого параметра участвует в выводе аргумента Type шаблона, а второй фактический аргумент op2 – нет.
template <class Type> Type sum( Type op1, int op2 ) { /* ... */ }
Поэтому при конкретизации шаблона функции sum() его можно подвергать любым трансформациям. (Преобразования типов, применимые к фактическим аргументам функции, описываются в разделе 9.3.) Например:
int ai[] = { ... }; double dd; int main() { // конкретизируется sum( int, int ) sum( ai[0], dd ); }
Тип второго фактического аргумента функции dd не соответствует типу формального параметра int. Но это не мешает конкретизировать шаблон функции sum(), поскольку тип второго аргумента фиксирован и не зависит от параметров шаблона. Для этого вызова конкретизируется функция sum(int,int). Аргумент dd приводится к типу int с помощью преобразования целого типа в тип с плавающей точкой. Таким образом, общий алгоритм вывода аргументов шаблона можно сформулировать следующим образом:
1. По очереди исследуется каждый фактический аргумент функции, чтобы выяснить, присутствует ли в соответствующем формальном параметре какой-нибудь параметр шаблона. 2. Если параметр шаблона найден, то путем анализа типа фактического аргумента выводится соответствующий аргумент шаблона. 3. Тип фактического аргумента функции не обязан точно соответствовать типу формального параметра. Для приведения типов могут быть применены следующие преобразования: 1. трансформации l-значения 2. преобразования спецификаторов 3. приведение производного класса к базовому при условии, что формальный параметр функции имеет вид T<args>& или T<args>*, где список аргументов args содержит хотя бы один параметр шаблона. 4. Если один и тот же параметр шаблона найден в нескольких формальных параметрах функций, то аргумент шаблона, выведенный по каждому из соответствующих фактических аргументов, должен быть одним и тем же.
Упражнение 10.4
Назовите два типа преобразований, которые можно применять к фактическим аргументам функций, участвующим в процессе вывода аргументов шаблона. Упражнение 10.5
Пусть даны следующие определения шаблонов:
template <class Type> Type min3( const Type* array, int size ) { /* ... */ } template <class Type> Type min5( Type p1, Type p2 ) { /* ... */ }
Какие из приведенных ниже вызовов ошибочны? Почему?
double dobj1, dobj2; float fobj1, fobj2; char cobj1, cobj2; int ai[5] = { 511, 16, 8, 63, 34 };
(a) min5( cobj2, 'c' ); (b) min5( dobj1, fobj1 ); (c) min3( ai, cobj1 );
10.4. Явное задание аргументов шаблона A
В некоторых ситуациях автоматически вывести типы аргументов шаблона невозможно. Как мы видели на примере шаблона функции min5(), если процесс вывода дает два различных типа для одного и того же параметра шаблона, то компилятор сообщает об ошибке – неудачном выводе аргументов. В таких ситуациях приходится подавлять механизм вывода и задавать аргументы явно, указывая их с помощью заключенного в угловые скобки списка разделенных запятыми значений, который следует после имени конкретизируемого шаблона функции. Например, если мы хотим задать тип unsigned int в качестве значения аргумента шаблона T в рассмотренном выше примере использования min5(), то нужно записать вызов конкретизируемого шаблона так:
// конкретизируется min5( unsigned int, unsigned int ) min5< unsigned int >( ui, 1024 );
В этом случае список аргументов шаблона <unsigned int> явно задает их типы. Поскольку аргумент шаблона теперь известен, вызов функции больше не приводит к ошибке. Обратите внимание, что при вызове функции min5() второй аргумент равен 1024, т.е. имеет тип int. Так как тип второго формального параметра функции при явном задании аргумента шаблона установлен в unsigned int, то второй фактический параметр функции приводится к типу unsigned int с помощью стандартного преобразования целых типов. В предыдущем разделе мы говорили, что в процессе вывода аргументов шаблона к фактическим аргументам функции разрешается применять только ограниченное множество преобразований типов. Трансформация int в unsigned int в это множество не входит. Но если аргументы шаблона задаются явно, выполнять вывод типов не нужно, поскольку они уже зафиксированы. Следовательно, при явном задании аргументов шаблона для приведения типов фактических аргументов функции к типам формальных параметров можно применять любые стандартные преобразования.
Помимо разрешения любых преобразований фактических аргументов функции, явное задание аргументов шаблона помогает избежать и других проблем, встающих перед программистом. Рассмотрим следующую задачу. Мы хотим определить шаблон функции с именем sum() так, чтобы его конкретизация возвращала значения типа, достаточно большого для представления суммы двух значений любых двух типов, переданных в любом порядке. Как это сделать? Какой тип возвращаемого значения следует задать?
// каким должен быть тип возвращаемого значения: T или U template <class T, class U> ??? sum( T, U );
В нашем случае нельзя использовать ни тот, ни другой параметрический тип, иначе мы неизбежно допустим ошибку:
char ch; unsigned int ui; // ни T, ни U нельзя использовать в качестве типа возвращаемого значения sum( ch, ui ); // правильно: U sum( T, U ); sum( ui, ch ); // правильно: T sum( T, U );
Решение заключается в том, чтобы ввести в шаблон третий параметр для обозначения типа возвращаемого значения:
// T1 не появляется в списке параметров шаблона функции template <class T1, class T2, class T3> T1 sum( T2, T3 );
Поскольку тип возвращаемого значения может отличаться от типов аргументов функции, T1 не упоминается в списке формальных параметров. Это потенциальная проблема, так как тип T1 не может быть выведен из фактических аргументов функции. Однако, если при конкретизации sum() мы зададим аргументы шаблона явно, то избегнем сообщения компилятора о невозможности вывести T1. Например:
typedef unsigned int ui_type; ui_type calc( char ch, ui_type ui ) { // ... // ошибка: невозможно вывести T1 ui_type loc1 = sum( ch, ui );
// правильно: аргументы шаблона заданы явно // T1 и T3 - это unsigned int, T2 - это char ui_type loc2 = sum< ui_type, ui_type >( ch, ui ); }
Не хватает возможности явно задать T1, но не T2 и T3, поскольку их можно вывести из аргументов функции при вызове. При явном задании аргументов шаблона необходимо перечислять только те, которые не могут быть выведены автоматически. Но, как и в случае аргументов функции со значениями по умолчанию, опускать можно исключительно "хвостовые”:
// правильно: T3 - это unsigned int // T3 выведен из типа ui ui_type loc3 = sum< ui_type, char >( ch, ui );
// правильно: T2 - это char, T3 - unsigned int // T2 и T3 выведены из типа pf ui_type (*pf)( char, ui_type ) = &sum< ui_type >;
// ошибка: опускать можно только "хвостовые” аргументы ui_type loc4 = sum< ui_type, , ui_type >( ch, ui );
Встречаются ситуации, когда невозможно вывести аргументы шаблона в контексте, где конкретизируется шаблон функции; следовательно, необходимо их явно задать. Именно выявление таких ситуаций и необходимость решить проблему послужила причиной поддержки явного задания аргументов шаблона в стандартном C++. В следующем примере берется адрес конкретизированной функции sum() и передается в качестве аргумента перегруженной функции manipulate(). Как мы показали в разделе 10.2, невозможно понять, как именно нужно конкретизировать sum(), если есть только списки параметров функций manipulate(). Имеется две разных функции sum(), и обе удовлетворяют условиям вызова. Следовательно, вызов manipulate() неоднозначен. Одним из способов разрешения такой неоднозначности является явное приведение типов. Однако лучше использовать явное задание аргументов шаблона: оно позволяет указать, как именно конкретизировать sum(), и, следовательно, выбрать нужный вариант перегруженной функции manipulate(). Например:
template <class T1, class T2, class T3> T1 sum( T2 op1, T3 op2 ) { /* ... */ }
void manipulate( int (*pf)( int,char ) ); void manipulate( double (*pf)( float,float ) ); int main() { // ошибка: какой из возможных экземпляров sum: // int sum( int,char ) или double sum( float, float )?
manipulate( &sum );
// берется адрес конкретизированного экземпляра // double sum( float, float ) // вызывается: void manipulate( double (*pf)( float, float ) ); manipulate( &sum< double, float, float > ); }
Отметим, что явное задание аргументов шаблона следует использовать только тогда, когда это абсолютно необходимо для разрешения неоднозначности или для конкретизации шаблона функции в контексте, где вывести аргументы невозможно. Во-первых, определение типов и значений аргументов шаблона проще оставить компилятору. А во-вторых, если мы модифицируем объявления в программе, так что типы аргументов функции при вызове конкретизированного шаблона изменятся, то компилятор автоматически скорректирует вызов без нашего вмешательства. С другой стороны, если аргументы шаблона заданы явно, необходимо проверить, что они по-прежнему отвечают новым типам аргументов функции. Поэтому мы рекомендуем избегать явного задания аргументов шаблона. Упражнение 10.6
Назовите две ситуации, когда использование явного задания аргументов шаблона необходимо. Упражнение 10.7
Пусть дано следующее определение шаблона функции sum():
template <class T1, class T2, class T3> T1 sum( T2, T3 );
Какие из приведенных ниже вызовов ошибочны? Почему?
double dobj1, dobj2; float fobj1, fobj2; char cobj1, cobj2;
(a) sum( dobj1, dobj2 ); (b) sum<double,double,double>( fobj1, fobj2 ); (c) sum<int>( cobj1, cobj2 ); (d) sum<double, ,double>( fobj2, dobj2 );
10.5. Модели компиляции шаблонов А
Шаблон функции задает алгоритм для построения определений множества экземпляров функций. Сам шаблон не определяет никакой функции. Например, когда компилятор видит шаблон:
template <typename Type> Type min( Type t1, Type t2 ) { return t1 < t2 ? t1 : t2; }
он сохраняет внутреннее представление min(), но и только. Позже, когда встретится ее реальное использование, скажем:
int i, j; double dobj = min( i, j );
компилятор строит определение min() по сохраненному внутреннему представлению. Здесь возникает несколько вопросов. Чтобы компилятор мог конкретизировать шаблон функции, должно ли его определение быть видимо при вызове экземпляра этой функции? Например, нужно ли определению шаблона min() появиться до ее конкретизации c целыми параметрами при инициализации dobj? Следует ли помещать шаблоны в заголовочные файлы, как мы поступаем с определениями встроенных (inline) функций? Или в заголовочные файлы можно помещать только объявления шаблонов, оставляя определения в файлах исходных текстов? Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется объяснить принятую в C++ модель компиляции шаблонов, сформулировать требования к организации определений и объявлений шаблонов в программах. В C++ поддерживаются две таких модели: модель с включением и модель с разделением. В данном разделе описываются обе модели и объясняется их использование. 10.5.1. Модель компиляции с включением
Согласно этой модели мы включаем определение шаблона в каждый файл, где этот шаблон конкретизируется. Обычно оно помещается в заголовочный файл, как и для встроенных функций. Именно такой моделью мы пользуемся в нашей книге. Например:
// model1.h // модель с включением: // определения шаблонов помещаются в заголовочный файл
template <typename Type> Type min( Type t1, Type t2 ) { return t1 < t2 ? t1 : t2; }
Этот заголовочный файл включается в каждый файл, где конкретизируется функция min():
// определения шаблонов включены раньше // используется конкретизация шаблона #include "model1.h" int i, j; double dobj = min( i, j );
Заголовочный файл можно включить в несколько файлов с исходными текстами программы. Означает ли это, что компилятор конкретизирует экземпляр функции min() с целыми параметрами в каждом файле, где имеется обращение к ней? Нет. Программа должна вести себя так, словно min() с целыми параметрами определена только один раз. Где и когда в действительности конкретизируется шаблон функции, оставляется на усмотрение разработчика компилятора. Нам достаточно знать, что где-то в программе нужная функция min() была конкретизирована. (Как мы покажем далее, с помощью явного объявления конкретизации можно указать, где и когда оно должно быть выполнено. Такие объявления желательно использовать на поздних стадиях разработки продукта для улучшения производительности.) Решение включать определения шаблонов функций в заголовочные файлы не всегда удачно. Тело шаблона описывает детали реализации, которые пользователям не интересны или которые мы хотели бы от них скрыть. В действительности, если определение шаблона велико, то количество кода в заголовочном файле может превысить разумные пределы. Кроме того, многократная компиляция одного и того же определения при обработке разных файлов увеличивает общее время компиляции программы. Отделить объявления шаблонов функций от их определений позволяет модель компиляции с разделением. Посмотрим, как ее можно использовать 10.5.2. Модель компиляции с разделением
Согласно этой модели объявления шаблонов функций помещаются в заголовочный файл, а определения – в файл с исходным текстом программы, т.е. объявления и определения шаблонов организованы так же, как в случае с невстроенными (non-inline) функциями. Например:
// model2.h // модель с разделением // сюда помещается только объявление шаблона
template <typename Type> Type min( Type t1, Type t2 ); // model2.C // определение шаблона export template <typename Type> Type min( Type t1, Type t2 ) { /* ... */ }
Программа, которая конкретизирует шаблон функции min(), должна предварительно включить этот заголовочный файл:
// user.C #include "model2.h"
int i, j; double d = min ( i, j ); // правильно: здесь производится конкретизация
Хотя определение шаблона функции min() не видно в файле user.c, конкретизацию min(int,int) произвести можно. Но для этого шаблон min() должен быть определен специальным образом. Вы уже заметили, как именно? Если вы внимательно посмотрите на файл model2.c, то увидите, что определению шаблона функции min() предшествует ключевое слово export. Таким образом, шаблон min() становится экспортируемым. Слово export говорит компилятору, что данное определение шаблона может понадобиться для конкретизации функций в других файлах. В таком случае компилятор должен гарантировать, что это определение будет доступно во время конкретизации.
Для объявления экспортируемого шаблона перед ключевым словом template в его определении надо поместить слово export. Если шаблон экспортируется, то его разрешается конкретизировать в любом исходном файле программы – для этого нужно лишь объявить его перед использованием. Если слово export перед определением опущено, то компилятор может и не конкретизировать экземпляр функции min() с целыми параметрами и нам не удастся связать программу.
Обратите внимание, что в некоторых реализациях это ключевое слово не нужно, поскольку поддерживается расширение языка, согласно которому неэкспортированный шаблон функции может встречаться только в одном исходном файле, при этом экземпляры такого шаблона в других файлах конкретизируются правильно. Однако подобное поведение не соответствует стандарту, который требует, чтобы пользователь всегда помечал определения шаблонов функций как экспортируемые, если объявление шаблона видно в исходном файле до его конкретизации. Ключевое слово export в объявлении шаблона, находящемся в заголовочном файле, можно опустить. Так, в объявлении min() в файле model2.h этого слова нет. Шаблон функции должен быть определен как экспортируемый только один раз во всей программе. К сожалению, поскольку компилятор обрабатывает файлы один за другим, он обычно не замечает, что шаблон определен как экспортируемый в нескольких исходных файлах. В результате подобного недосмотра может произойти следующее:
* при редактировании связей возникает ошибка, показывающая, что шаблон функции определен более, чем в одном файле; * компилятор несколько раз конкретизирует шаблон функции с одним и тем же множеством аргументов, что приводит к ошибке повторного определения функции при связывании программы; * компилятор может конкретизировать шаблон с помощью одного из его экспортированных определений, игнорируя все остальные.
Нельзя с уверенностью утверждать, что наличие в программе нескольких экспортируемых определений шаблона функции обязательно вызовет ошибку. При организации программы надо быть внимательным и следить за тем, чтобы подобные определения размещались только в одном исходном файле. Модель с разделением позволяет отделить интерфейс шаблонов функций от его реализации и организовать программу так, что интерфейсы всех шаблонов помещаются в заголовочные файлы, а реализации – в файлы с исходным текстом. Однако не все компиляторы поддерживают такую модель, а те, которые поддерживают, не всегда делают это правильно: модель с разделением требует более изощренной среды программирования, которая доступна не во всех реализациях C++. (В другой нашей книге, "Inside C++ Object Model”, описан механизм конкретизации шаблонов, поддержанный в одной из реализаций C++, а именно в компиляторе Edison Design Group.) Поскольку приводимые нами примеры работы с шаблонами невелики и поскольку мы хотим, чтобы они компилировались максимально большим числом компиляторов, мы ограничились использованием модели с включением. 10.5.3. Явные объявления конкретизации
При использовании модели с включением определение шаблона функций включается в каждый исходный файл, где встречается конкретизация этого шаблона. Мы отмечали, что, хотя неизвестно, где и когда понадобится шаблон функции, программа должна вести себя так, как будто экземпляр шаблона для данного множества аргументов конкретизирован ровно один раз. В действительности некоторые компиляторы (особенно старые) конкретизируют шаблон функции с данным множеством аргументов шаблона неоднократно. В рамках этой модели для использования на этапе сборки или на одной из предшествующих ей стадий выбирается один из конкретизированных экземпляров, а остальные игнорируются. Результат работы программы не зависит от того, сколько раз конкретизировался шаблон: в конечном итоге используется лишь один экземпляр. Но если приложение состоит из большого числа файлов, то время компиляции приложения заметно возрастает. Подобные проблемы, характерные для старых компиляторов, затрудняли использование шаблонов. Поэтому в стандарте C++ введено понятие явного объявления конкретизации, помогающее программисту управлять моментом, когда конкретизация происходит. В явном объявлении конкретизации за ключевым словом template идет объявление шаблона функции, в котором его аргументы указаны явно. Рассмотрим шаблон sum(int*, int):
template <typename Type> Type sum( Type op1, Type op2 ) { /* ... */ }
// явное объявление конкретизации template int* sum< int* >( int*, int );
Здесь в качестве аргумента явно задается int*. Явное объявление конкретизации с одним и тем же множеством аргументов шаблона может встречаться в программе не более одного раза. Определение шаблона функции должно находиться в том же файле, где и явное объявление конкретизации. Если же его не видно, то явное объявление приводит к ошибке:
#include <vector> template <typename Type> Type sum( Type op1, int op2 ); // только объявление // определяем typedef для vector< int > typedef vector< int > VI; // ошибка: sum() не определен template VI sum< VI >( VI , int );
Если в некотором исходном файле встречается явное объявление конкретизации, то что произойдет в других файлах, где используется такая же конкретизация шаблона функции? Как сказать компилятору, что явное объявление находится в другом файле и что при использовании в этом файле шаблон конкретизировать не надо? Явные объявления конкретизации используются в сочетании с опцией компилятора, которая подавляет неявную конкретизацию шаблонов. Название опции в разных компиляторах различно. Например, в VisualAge for C++ для Windows версии 3.5 фирмы IBM эта опция называется /ft-. Если приложение компилируется с данной опцией, то компилятор предполагает, что шаблоны будут конкретизироваться явно, и не выполняет автоматической конкретизации. Разумеется, если мы не включили в программу явного объявления конкретизации для некоторого шаблона, но задали опцию /ft-, то при сборке произойдет ошибка из-за того, что функция не была конкретизирована. Упражнение 10.8
Назовите две модели компиляции шаблонов, поддерживаемые в C++. Объясните, как организуются определения шаблонов функций в каждой модели. Упражнение 10.9
Пусть дано следующее определение шаблона функции sum():
template <typename Type> Type sum( Type op1, char op2 );
Как записать явное объявление конкретизации этого шаблона с аргументом типа string?
|
Категория: С++ | Добавил: r2d2 (29.09.2011)
|
Просмотров: 1360
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Born in Ussr |
|
|
Залогиниться |
|
|
Турниры |
|
|
|