НА ГЛАВНУЮ
Меню сайта
Категория
Ghost++ [1]
С++ [55]
Развлечение
ON - LINE
Опрос
Как часто вы играете в Доту?
Всего ответов: 288
Оbserver Ward

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
Заведи себе Бота
Hаша кнопка
Для обмена банерами , наша кнопка для размещения у вас на сайте

Клансайт USSR


Главная » Статьи » Программирование » С++

4. Выражения (2)
4.12. Класс bitset
Операция     Значение     Использование
test(pos)
    Бит pos равен 1?     a.test(4)
any()
    Хотя бы один бит равен 1?
    a.any()
none()     Ни один бит не равен 1?     a.none()
count()     Количество битов, равных 1     a.count()
size()     Общее количество битов     a.size()
[pos]     Доступ к биту pos     a[4]
flip()     Изменить значения всех     a.flip()
flip(pos)     Изменить значение бита pos a.fli     p(4)
set()     Выставить все биты в 1     a.set()
set(pos)     Выставить бит pos в 1 a.se     t(4)
reset()     Выставить все биты в 0     a.reset()
reset(pos)     Выставить бит pos в 0 a.rese     t(4)

Как мы уже говорили, необходимость создавать сложные выражения для манипуляции битовыми векторами затрудняет использование встроенных типов данных. Класс bitset упрощает работу с битовым вектором. Вот какое выражение нам приходилось писать в предыдущем разделе для того, чтобы "взвести” 27-й бит:

quiz1 |= 1<<27;

При использовании bitset то же самое мы можем сделать двумя способами:

quiz1[27] = 1;

или

quiz1.set(27);

(В нашем примере мы не используем нулевой бит, чтобы сохранить "естественную” нумерацию. На самом деле, нумерация битов начинается с 0.)
Для использования класса bitset необходимо включить заголовочный файл:

#include <bitset>

Объект типа bitset может быть объявлен тремя способами. В определении по умолчанию мы просто указываем размер битового вектора:

bitset<32> bitvec;

Это определение задает объект bitset, содержащий 32 бита с номерами от 0 до 31. Все биты инициализируются нулем. С помощью функции any() можно проверить, есть ли в векторе единичные биты. Эта функция возвращает true, если хотя бы один бит отличен от нуля. Например:

bool is_set = bitvec.any();

Переменная is_set получит значение false, так как объект bitset по умолчанию инициализируется нулями. Парная функция none() возвращает true, если все биты равны нулю:

sbool is_not_set = bitvec.none();

Изменить значение отдельного бита можно двумя способами: воспользовавшись функциями set() и reset() или индексом. Так, следующий цикл выставляет в 1 каждый четный бит:

for ( int index=0; index<32; ++index )
   if ( index % 2 == 0 )
      bitvec[ index ] = 1;

Аналогично существует два способа проверки значений каждого бита – с помощью функции test() и с помощью индекса. Функция () возвращает true, если соответствующий бит равен 1, и false в противном случае. Например:

if ( bitvec.test( 0 ))
   // присваивание bitvec[0]=1 сработало!;

Значения битов с помощью индекса проверяются таким образом:

cout << "bitvec: включенные биты:\n\t";
for ( int index = 0; index < 32; ++-index )
   if ( bitvec[ index ] )
      cout << index << " ";
cout << endl;

Следующая пара операторов демонстрирует сброс первого бита двумя способами:

bitvec.reset(0);
bitvec[0] = 0;

Функции set() и reset() могут применяться ко всему битовому вектору в целом. В этом случае они должны быть вызваны без параметра. Например:

// сброс всех битов
bitvec.reset();
if (bitvec.none() != true)
   // что-то не сработало
   // установить в 1 все биты вектора bitvec
if ( bitvec.any() != true )
   // что-то опять не сработало

Функция flip() меняет значение отдельного бита или всего битового вектора:

bitvec.f1ip( 0 ); // меняет значение первого бита
bitvec[0].flip(); // тоже меняет значение первого бита
bitvec.flip(); // меняет значения всех битов

Существуют еще два способа определить объект типа bitset. Оба они дают возможность проинициализировать объект определенным набором нулей и единиц. Первый способ – явно задать целое беззнаковое число как аргумент конструктору. Начальные N позиций битового вектора получат значения соответствующих двоичных разрядов аргумента. Например:

bitset< 32 > bitvec2( Oxffff );

инициализирует bitvec2 следующим набором значений:

00000000000000001111111111111111

В результате определения
bitset< 32 > bitvec3( 012 );
у bitvec3 окажутся ненулевыми биты на местах 1 и 3:

00000000000000000000000000001010

В качестве аргумента конструктору может быть передано и строковое значение, состоящее из нулей и единиц. Например, следующее определение инициализирует bitvec4 тем же набором значений, что и bitvec3:

// эквивалентно bitvec3
string bitva1( "1010" );
bitset< 32 > bitvec4( bitval );

Можно также указать диапазон символов строки, выступающих как начальные значения для битового вектора. Например:

// подстрока с шестой позиции длиной 4: 1010
string bitval ( "1111110101100011010101" );
bitset< 32 > bitvec5( bitval, 6, 4 );

Мы получаем то же значение, что и для bitvec3 и bitvec4. Если опустить третий параметр, подстрока берется до конца исходной строки:

// подстрока с шестой позиции до конца строки: 1010101
string bitva1( "1111110101100011010101" );
bitset< 32 > bitvec6( bitval, 6 );

Класс bitset предоставляет две функции-члена для преобразования объекта bitset в другой тип. Для трансформации в строку, состоящую из символов нулей и единиц, служит функция to_string():
string bitva1( bitvec3.to_string() );
Вторая функция, to_long(), преобразует битовый вектор в его целочисленное представление в виде unsigned long, если, конечно, оно помещается в unsigned long. Это видоизменение особенно полезно, если мы хотим передать битовый вектор функции на С или С++, не пользующейся стандартной библиотекой.
К объектам типа bitset можно применять побитовые операции. Например:

bitset<32> bitvec7 = bitvec2 & bitvec3;

Объект bitvec7 инициализируется результатом побитового И двух битовых векторов bitvec2 и bitvec3.

bitset<32> bitvec8 = bitvec2 | bitvec3;

Здесь bitvec8 инициализируется результатом побитового ИЛИ векторов bitvec2 и bitvec3. Точно так же поддерживаются и составные операции присваивания и сдвига.
Упражнение 4.15

Допущены ли ошибки в приведенных определениях битовых векторов?

(a) bitset<64> bitvec(32);
(b) bitset<32> bv( 1010101 );
(c) string bstr; cin >> bstr; bitset<8>bv( bstr );
(d) bitset<32> bv; bitset<16> bvl6( bv );

Упражнение 4.16

Допущены ли ошибки в следующих операциях с битовыми векторами?

extern void bitstring(const char*);
bool bit_on (unsigned long, int);
bitset<32> bitvec;

(a) bitsting( bitvec.to_string().c_str() );
(b) if ( bit_on( bitvec.to_1ong(), 64 )) ...
(c) bitvec.f1ip( bitvec.count() );

Упражнение 4.17

Дана последовательность: 1,2,3,5,8,13,21. Каким образом можно инициализировать объект bitset<32> для ее представления? Как присвоить значения для представления этой последовательности пустому битовому вектору? Напишите вариант инициализации и вариант с присваиванием значения каждому биту.
4.13. Приоритеты

Приоритеты операций задают последовательность вычислений в сложном выражении. Например, какое значение получит ival?

int ival = 6 + 3 * 4 / 2 + 2;

Если вычислять операции слева направо, получится 20. Среди других возможных результатов будут 9, 14 и 36. Правильный ответ: 14.
В С++ умножение и деление имеют более высокий приоритет, чем сложение, поэтому они будут вычислены раньше. Их собственные приоритеты равны, поэтому умножение и деление будут вычисляться слева направо. Таким образом, порядок вычисления данного выражения таков:

1. 3 * 4 => 12
2. 12 / 2 => 6
3. 6 + 6 => 12
4. 12 + 2 => 14

Следующая конструкция ведет себя не так, как можно было бы ожидать. Приоритет операции присваивания меньше, чем операции сравнения:

while ( ch = nextChar() != '\n' )

Программист хотел присвоить переменной ch значение, а затем проверить, равно ли оно символу новой строки. Однако на самом деле выражение сначала сравнивает значение, полученное от nextChar(), с '\n', и результат – true или false – присваивает переменной ch.
Приоритеты операций можно изменить с помощью скобок. Выражения в скобках вычисляются в первую очередь. Например:

4 * 5 + 7 * 2 ==> 34
4 * ( 5 + 7 * 2 ) ==> 76
4 * ( (5 + 7) * 2 ) ==> 96

Вот как с помощью скобок исправить поведение предыдущего примера:

while ( (ch = nextChar()) != '\n' )

Операторы обладают и приоритетом, и ассоциативностью. Оператор присваивания правоассоциативен, поэтому вычисляется справа налево:

ival = jval = kva1 = lval

Сначала kval получает значение lval, затем jval – значение результата этого присваивания, и в конце концов ival получает значение jval.
Арифметические операции, наоборот, левоассоциативны. Следовательно, в выражении

ival + jval + kva1 + 1va1

сначала складываются ival и jval, потом к результату прибавляется kval, а затем и lval.
В таблице 4.4 приведен полный список операторов С++ в порядке уменьшения их приоритета. Операторы внутри одной секции таблицы имеют равные приоритеты. Все операторы некоторой секции имеют более высокий приоритет, чем операторы из секций, следующих за ней. Так, операции умножения и деления имеют одинаковый приоритет, и он выше приоритета любой из операций сравнения.
Упражнение 4.18

Каков порядок вычисления следующих выражений? При ответе используйте таблицу 4.4.

(a) ! ptr == ptr->next
(b) ~ uc ^ 0377 & ui << 4
(c) ch = buf[ bp++ ] != '\n'

Упражнение 4.19

Все три выражения из предыдущего упражнения вычисляются не в той последовательности, какую, по-видимому, хотел задать программист. Расставьте скобки так, чтобы реализовать его первоначальный замысел.
Упражнение 4.20

Следующие выражения вызывают ошибку компиляции из-за неправильно понятого приоритета операций. Объясните, как их исправить, используя таблицу 4.4.

(a) int i = doSomething(), 0;
(b) cout << ival % 2 ? "odd" : "even";

Таблица 4.4. Приоритеты операций
Оператор     Значение     Использование
::     Глобальная область видимости     ::name
::     Область видимости класса     class::name
::     Область видимости пространства имен     namespace::name
.     Доступ к члену     object.member
->     Доступ к члену по указателю     pointer->member
[]     Взятие индекса     variable[expr]
()     Вызов функции     name(expr_list)
()     Построение значения     type(expr_list)
++     постфиксный инкремент     lvalue++
      постфиксный декремент     lvalue--
typeid     идентификатор типа     typeid(type)
typeid     идентификатор типа выражения     typeid(expr)
      преобразование типа     const_cast<type>(expr)
      преобразование типа     dynamic_cast<type>(expr)
reinterpret_cast     приведение типа     reinterpret_cast<type> (expr)
static_cast     приведение типа     static_cast<type>(expr)
sizeof     размер объекта     sizeof expr
sizeof     размер типа     sizeof( type)
++     префиксный инкремент     ++lvalue
--     префиксный декремент     --lvalue
~     побитовое НЕ     ~expr
!     логическое НЕ     !expr
-     унарный минус     -expr
+     унарный плюс     +expr
*     разыменование     *expr
&     адрес     &expr
()     приведение типа     (type)expr
new     выделение памяти     new type
new     выделение памяти и инициализация     new type(exprlist)
new     Выделение памяти под массив     все формы
delete     освобождение памяти     все формы
delete     освобождение памяти из-под массива     все формы
->*     доступ к члену классу по указателю     pointer-> *pointer_to_member
.*     доступ к члену класса по указателю     object.*pointer_to_member
*     Умножение     expr * expr
/     Деление     expr / expr
%     деление по модулю     expr % expr
+     сложение     expr + expr
-     вычитание     expr - expr
<<     сдвиг влево     expr << expr
>>     сдвиг вправо     expr >> expr
<     меньше     expr < expr
<=     меньше или равно     expr <= expr
>     больше     expr > expr
>=     больше или равно     expr >= expr
==     равно     expr == expr
!=     не равно     expr != expr
&     побитовое И     expr & expr
^     побитовое ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ     expr ^ expr
|     побитовое ИЛИ     expr | expr
&&     логическое И     expr && expr
||     логическое ИЛИ     expr || expr
?:     условный оператор     expr ? expr * expr
=     присваивание     l-значение = expr
=, *=, /=, %=, +=, -=, <<=, >>=, &=, |=, ^=     составное присваивание     l-значение += expr и т.д.
throw     возбуждение исключения     throw expr
,     запятая     expr, expr
4.14. Преобразования типов

Представим себе следующий оператор присваивания:

int ival = 0;

// обычно компилируется с предупреждением
ival = 3.541 + 3;

В результате ival получит значение 6. Вот что происходит: мы складываем литералы разных типов – 3.541 типа double и 3 типа int. C++ не может непосредственно сложить подобные операнды, сначала ему нужно привести их к одному типу. Для этого существуют правила преобразования арифметических типов. Общий принцип таков: перейти от операнда меньшего типа к большему, чтобы не потерять точность вычислений.

В нашем случае целое значение 3 трансформируется в тип double, и только после этого производится сложение. Такое преобразование выполняется независимо от желания программиста, поэтому оно получило название неявного преобразования типов.
Результат сложения двух чисел типа double тоже имеет тип double. Значение равно 6.541. Теперь его нужно присвоить переменной ival. Типы переменной и результата 6.541 не совпадают, следовательно, тип этого значения приводится к типу переменной слева от знака равенства. В нашем случае это int. Преобразование double в int производится автоматически, отбрасыванием дробной части (а не округлением). Таким образом, 6.541 превращается в 6, и этот результат присваивается переменной ival. Поскольку при таком преобразовании может быть потеряна точность, большинство компиляторов выдают предупреждение.
Так как компилятор не округляет числа при преобразовании double в int, при необходимости мы должны позаботиться об этом сами. Например:

double dva1 = 8.6;
int iva1 = 5;
ival += dva1 + 0.5; // преобразование с округлением

При желании мы можем произвести явное преобразование типов:

// инструкция компилятору привести double к int
ival = static_cast< int >( 3.541 ) + 3;

В этом примере мы явно даем указание компилятору привести величину 3.541 к типу int, а не следовать правилам по умолчанию.
В этом разделе мы детально обсудим вопросы и неявного (как в первом примере), и явного преобразования типов (как во втором).
4.14.1. Неявное преобразование типов

Язык определяет набор стандартных преобразований между объектами встроенного типа, неявно выполняющихся компилятором в следующих случаях:

    * арифметическое выражение с операндами разных типов: все операнды приводятся к наибольшему типу из встретившихся. Это называется арифметическим преобразованием. Например:

      int ival = 3;
      double dva1 = 3.14159;
      // ival преобразуется в double: 3.0
      ival + dva1;

    * присваивание значения выражения одного типа объекту другого типа. В этом случае результирующим является тип объекта, которому значение присваивается. Так, в первом примере литерал 0 типа int присваивается указателю типа int*, значением которого будет 0. Во втором примере double преобразуется в int.

      // 0 преобразуется в нулевой указатель типа int*
      int *pi = 0;
      // dva1 преобразуется в int: 3
      ivat = dva1;

    * передача функции аргумента, тип которого отличается от типа соответствующего формального параметра. Тип фактического аргумента приводится к типу параметра:

      extern double sqrt( double );
      // 2 преобразуется в double: 2.0
      cout << "Квадратный корень из 2: " << sqrt( 2 ) <<
      endt;

    * возврат из функции значения, тип которого не совпадает с типом возвращаемого результата, заданным в объявлении функции. Тип фактически возвращаемого значения приводится к объявленному. Например:

      double difference( int ivati, int iva12 )
      {
           // результат преобразуется в double
           return ivati - iva12;
      }

4.14.2. Арифметические преобразования типов

Арифметические преобразования приводят оба операнда бинарного арифметического выражения к одному типу, который и будет типом результата выражения. Два общих правила таковы:

    * типы всегда приводятся к тому из типов, который способен обеспечить наибольший диапазон значений при наибольшей точности. Это помогает уменьшить потери точности при преобразовании;
    * любое арифметическое выражение, включающее в себя целые операнды типов, меньших чем int, перед вычислением всегда преобразует их в int.
    * Мы рассмотрим иерархию правил преобразований, начиная с наибольшего типа long double.

Если один из операндов имеет тип long double, второй приводится к этому же типу в любом случае. Например, в следующем выражении символьная константа 'a' трансформируется в long double (значение 97 для представления ASCII) и затем прибавляется к литералу того же типа:

3.14159L + 'a'.

Если в выражении нет операндов long double, но есть операнд double, все преобразуется к этому типу. Например:

int iva1;
float fval;
double dval;

// fva1 и iva1 преобразуются к double перед сложением
dval + fva1 + ival;

В том случае, если нет операндов типа double и long double, но есть операнд float, тип остальных операндов меняется на float:

char cvat;
int iva1;
float fva1;

// iva1 и cval преобразуются к float перед сложением
cvat + fva1 + iva1;

Если у нас нет вещественных операндов , значит, все они представляют собой целые типы. Прежде чем определить тип результата, производится преобразование, называемое приведением к целому: все операнды с типом меньше, чем int, заменяются на int.
При приведении к целому типы char, signed char, unsigned char и short int преобразуются в int. Тип unsigned short int трансформируется в int, если этот тип достаточен для представления всего диапазона значений unsigned short int (обычно это происходит в системах, отводящих полслова под short и целое слово под int), в противном случае unsigned short int заменяется на unsigned int.
Тип wchar_t и перечисления приводятся к наименьшему целому типу, способному представить все их значения. Например, в перечислении

enum status { bad, ok };

значения элементов равны 0 и 1. Оба эти значения могут быть представлены типом char, значит char и станет типом внутреннего представления данного перечисления. Приведение к целому преобразует char в int.
В следующем выражении

char cval;
bool found;
enum mumble { ml, m2, m3 } mval;
unsigned long ulong;
cval + ulong; ulong + found; mval + ulong;

перед определением типа результата cval, found и mval преобразуются в int.
После приведения к целому сравниваются получившиеся типы операндов. Если один из них имеет тип unsigned long, то остальные будут того же типа. В нашем примере все три объекта, прибавляемые к ulong, приводятся к типу unsigned long.
Если в выражении нет объектов unsigned long, но есть объекты типа long, тип остальных операндов меняется на long. Например:

char cval;
long lval;
// cval и 1024 преобразуются в long перед сложением
cval + 1024 + lval;

Из этого правила есть одно исключение: преобразование unsigned int в long происходит только в том случае, если тип long способен вместить весь диапазон значений unsigned int. (Обычно это не так в 32-битных системах, где и long, и int представляются одним машинным словом.) Если же тип long не способен представить весь диапазон unsigned int, оба операнда приводятся к unsigned long.
В случае отсутствия операндов типов unsigned long и long, используется тип unsigned int. Если же нет операндов и этого типа, то к int.
Может быть, данное объяснение преобразований типов несколько смутило вас. Запомните основную идею: арифметическое преобразование типов ставит своей целью сохранить точность при вычислении. Это достигается приведением типов всех операндов к типу, способному вместить любое значение любого из присутствующих в выражении операндов.
4.14.3. Явное преобразование типов

Явное преобразование типов производится при помощи следующих операторов: static_cast, dynamic_cast, const_cast и reinterpret_cast. Заметим, что, хотя иногда явное преобразование необходимо, оно служит потенциальным источником ошибок, поскольку подавляет проверку типов, выполняемую компилятором. Давайте сначала посмотрим, зачем нужно такое преобразование.
Указатель на объект любого неконстантного типа может быть присвоен указателю типа void*, который используется в тех случаях, когда действительный тип объекта либо неизвестен, либо может меняться в ходе выполнения программы. Поэтому указатель void* иногда называют универсальным указателем. Например:

int iva1;
int *pi = 0;
char *pc = 0;
void *pv;

pv = pi; // правильно: неявное преобразование
pv = pc; // правильно: неявное преобразование

const int *pci = &iva1;
pv = pci; // ошибка: pv имеет тип, отличный от const void*;
const void *pcv = pci; // правильно

Однако указатель void* не может быть разыменован непосредственно. Компилятор не знает типа объекта, адресуемого этим указателем. Но это известно программисту, который хочет преобразовать указатель void* в указатель определенного типа. С++ не обеспечивает подобного автоматического преобразования:

#include <cstring>
int ival = 1024;
void *pv;
int *pi = &iva1;
const char *pc = "a casting call";

void mumble() {
  pv = pi; // правильно: pv получает адрес ival
  pc = pv; // ошибка: нет стандартного преобразования
  char *pstr = new char[ str1en( pc )+1 ];
  strcpy( pstr, pc );
}

Компилятор выдает сообщение об ошибке, так как в данном случае указатель pv содержит адрес целого числа ival, и именно этот адрес пытаются присвоить указателю на строку. Если бы такая программа была допущена до выполнения, то вызов функции strcpy(), которая ожидает на входе строку символов с нулем в конце, скорее всего привел бы к краху, потому что вместо этого strcpy() получает указатель на целое число. Подобные ошибки довольно просто не заметить, именно поэтому С++ запрещает неявное преобразование указателя на void в указатель на другой тип. Однако такой тип можно изменить явно:

void mumble 0 {
   // правильно: программа по-прежнему содержит ошибку,
   // но теперь она компилируется!
   // Прежде всего нужно проверить
   // явные преобразования типов...

   pc = static_cast< char* >( pv );

   char *pstr = new char[ str1en( pc )+1 ];
   // скорее всего приведет к краху
   strcpy( pstr, pc );
}

Другой причиной использования явного преобразования типов может служить необходимость избежать стандартного преобразования или выполнить вместо него собственное. Например, в следующем выражении ival сначала преобразуется в double, потом к нему прибавляется dval, и затем результат снова трансформируется в int.

double dval;
int iva1;
ival += dval;

Можно уйти от ненужного преобразования, явно заменив dval на int:

ival += static_cast< int >( dval );

Третьей причиной является желание избежать неоднозначных ситуаций, в которых возможно несколько вариантов применения правил преобразования по умолчанию. (Мы рассмотрим этот случай в главе 9, когда будем говорить о перегруженных функциях.)
Синтаксис операции явного преобразования типов таков:

cast-name< type >( expression );

Здесь cast-name – одно из ключевых слов static_cast, const_cast, dynamic_cast или reinterpret_cast, а type – тип, к которому приводится выражение expression.
Четыре вида явного преобразования введены для того, чтобы учесть все возможные формы приведения типов. Так const_cast служит для трансформации константного типа в неконстантный и подвижного (volatile) – в неподвижный. Например:

extern char *string_copy( char* );
const char *pc_str;
char *pc = string_copy( const_cast< char* >( pc_str ));

Любое иное использование const_cast вызывает ошибку компиляции, как и попытка подобного приведения с помощью любого из трех других операторов.
С применением static_cast осуществляются те преобразования, которые могут быть сделаны неявно, на основе правил по умолчанию:

double d = 97.0;
char ch = static_cast< char >( d );

Зачем использовать static_cast? Дело в том, что без него компилятор выдаст предупреждение о возможной потере точности. Применение оператора static_cast говорит и компилятору, и человеку, читающему программу, что программист знает об этом.
Кроме того, с помощью static_cast указатель void* можно преобразовать в указатель определенного типа, арифметическое значение – в значение перечисления (enum), а базовый класс – в производный. (О преобразованиях типов базовых и производных классов говорится в главе 19.)
Эти изменения потенциально опасны, поскольку их правильность зависит от того, какое конкретное значение имеет преобразуемое выражение в данный момент выполнения программы:

enum mumble { first = 1, second, third };
extern int ival;
mumble mums_the_word = static_cast< mumble >( ival );

Трансформация ival в mumble будет правильной только в том случае, если ival равен 1, 2 или 3.
reinterpret_cast работает с внутренними представлениями объектов (re-interpret – другая интерпретация того же внутреннего представления), причем правильность этой операции целиком зависит от программиста. Например:

complex<double> *pcom;
char *pc = reinterpret_cast< char* >( pcom );

Программист не должен забыть или упустить из виду, какой объект реально адресуется указателем char* pc. Формально это указатель на строку встроенного типа, и компилятор не будет препятствовать использованию pc для инициализации строки:

string str( pc );

хотя скорее всего такая команда вызовет крах программы.
Это хороший пример, показывающий, насколько опасны бывают явные преобразования типов. Мы можем присваивать указателям одного типа значения указателей совсем другого типа, и это будет работать до тех пор, пока мы держим ситуацию под контролем. Однако, забыв о подразумеваемых деталях, легко допустить ошибку, о которой компилятор не сможет нас предупредить.
Особенно трудно найти подобную ошибку, если явное преобразование типа делается в одном файле, а используется измененное значение в другом.
В некотором смысле это отражает фундаментальный парадокс языка С++: строгая проверка типов призвана не допустить подобных ошибок, в то же время наличие операторов явного преобразования позволяет "обмануть” компилятор и использовать объекты разных типов на свой страх и риск. В нашем примере мы "отключили” проверку типов при инициализации указателя pc и присвоили ему адрес комплексного числа. При инициализации строки str такая проверка производится снова, но компилятор считает, что pc указывает на строку, хотя, на самом-то деле, это не так!
Четыре оператора явного преобразования типов были введены в стандарт С++ как наименьшее зло при невозможности полностью запретить такое приведение. Устаревшая, но до сих пор поддерживаемая стандартом С++ форма явного преобразования выглядит так:

char *pc = (char*) pcom;

Эта запись эквивалентна применению оператора reinterpret_cast, однако выглядит не так заметно. Использование операторов xxx_cast позволяет четко указать те места в программе, где содержатся потенциально опасные трансформации типов.
Если поведение программы становится ошибочным и непонятным, возможно, в этом виноваты явные видоизменения типов указателей. Использование операторов явного преобразования помогает легко обнаружить места в программе, где такие операции выполняются. (Другой причиной непредсказуемого поведения программы может стать нечаянное уничтожение объекта (delete), в то время как он еще должен использоваться в работе. Мы поговорим об этом в разделе 8.4, когда будем обсуждать динамическое выделение памяти.)
Оператор dynamic_cast применяется при идентификации типа во время выполнения (run-time type identification). Мы вернемся к этой проблеме лишь в разделе 19.1.
4.14.4. Устаревшая форма явного преобразования

Операторы явного преобразования типов, представленные в предыдущем разделе, появились только в стандарте С++; раньше использовалась форма, теперь считающаяся устаревшей. Хотя стандарт допускает и эту форму, мы настоятельно не рекомендуем ею пользоваться. (Только если ваш компилятор не поддерживает новый вариант.)
Устаревшая форма явного преобразования имеет два вида:

// появившийся в C++ вид
type (expr);

// вид, существовавший в C
(type) expr;

и может применяться вместо операторов static_cast, const_cast и reinterpret_cast.
Вот несколько примеров такого использования:

const char *pc = (const char*) pcom;
int ival = (int) 3.14159;
extern char *rewrite_str( char* );
char *pc2 = rewrite_str( (char*) pc );
int addr_va1ue = int( &iva1 );

Эта форма сохранена в стандарте С++ только для обеспечения обратной совместимости с программами, написанными для С и предыдущих версий С++.
Упражнение 4.21

Даны определения переменных:

char cval; int ival;
float fval; double dva1;
unsigned int ui;

Какие неявные преобразования типов будут выполнены?

(a) cva1 = 'a' + 3;
(b) fval = ui - ival * 1.0;
(c) dva1 = ui * fval;
(d) cva1 = ival + fvat + dva1;

Упражнение 4.22

Даны определения переменных:

void *pv; int ival;
char *pc; double dval;
const string *ps;

Перепишите следующие выражения, используя операторы явного преобразования типов:

(a) pv = (void*)ps;
(b) ival = int( *pc );
(c) pv = &dva1;
(d) pc = (char*) pv;

4.15. Пример: реализация класса Stack

Описывая операции инкремента и декремента, для иллюстрации применения их префиксной и постфиксной формы мы ввели понятие стека. Данная глава завершается примером реализации класса iStack – стека, позволяющего хранить элементы типа int.
Как уже было сказано, с этой структурой возможны две основные операции – поместить элемент (push) и извлечь (pop) его. Другие операции позволяют получить информацию о текущем состоянии стека – пуст он (empty()) или полон (full()), сколько элементов в нем содержится (size()). Для начала наш стек будет предназначен лишь для элементов типа int. Вот объявление нашего класса:

#include <vector>
class iStack {
public:
  iStack( int capacity )
  : _stack( capacity ), _top( 0 ) {}
  bool pop( int &va1ue );
  boot push( int value );
  bool full();
  bool empty();
  void display();
  int size();

private:
  int _top;
  vector< int > _stack;
};

В данном случае мы используем вектор фиксированного размера: для иллюстрации использования префиксных и постфиксных операций инкремента и декремента этого достаточно. (В главе 6 мы модифицируем наш стек, придав ему возможность динамически меняться.)
Элементы стека хранятся в векторе _stack. Переменная _top содержит индекс первой свободной ячейки стека. Этот индекс одновременно представляет количество заполненных ячеек. Отсюда реализация функции size(): она должна просто возвращать текущее значение _top.

inline int iStack::size() { return _top; };

empty() возвращает true, если _top равняется 0; full() возвращает true, если _top равен _stack.size()-1 (напомним, что индексация вектора начинается с 0, поэтому мы должны вычесть 1).

inline bool iStack::empty() { return _top ? false : true; }
inline bool iStack::full() {
   return _top < _stack.size()-l ? false : true;
}

Вот реализация функций pop() и push(). Мы добавили операторы вывода в каждую из них, чтобы следить за ходом выполнения:

bool iStack::pop( int &top_va1ue ) {
   if ( empty() )
     return false;
  top_value = _stack[ --_top ];
  cout << "iStack::pop(): " << top_value << endl;
 
  return true;
}

bool iStack::push( int value ) {
  cout << "iStack::push( " << value << " )\n";
  if ( full() )
    return false;
  _stack[ _top++ ] = value;
  return true;
}

Прежде чем протестировать наш стек на примере, добавим функцию display(), которая позволит напечатать его содержимое. Для пустого стека она выведет:

 ( 0 )

Для стека из четырех элементов – 0, 1, 2 и 3 – результатом функции display() будет:

( 4 )( bot: 0 1 2 3 :top )

Вот реализация функции display():

void iStack::display() {
   cout << "( " << size() << " )( bot: ";
   for ( int ix = 0; ix < _top; ++ix )
   cout << _stack[ ix ] << " ";
   cout << " :top )\n";
}

А вот небольшая программа для проверки нашего стека. Цикл for выполняется 50 раз. Четное значение (2, 4, 6, 8 и т.д.) помещается в стек. На каждой итерации, кратной 5 (5, 10, 15...), распечатывается текущее содержимое стека. На итерациях, кратных 10 (10, 20, 30...), из стека извлекаются два элемента и его содержимое распечатывается еще раз.

#inc1ude <iostream>
#inc1ude "iStack.h"
int main() {
   iStack stack( 32 ) ;
   stack.display();
   for ( int ix = 1; ix < 51; ++ix )
   {
      if ( ix%2 == 0 )
      stack.push( ix );
      if ( ix%5 == 0 )
         stack.display();
      if ( ix%10 == 0 ) {
         int dummy;
         stack.pop( dummy ); stack.pop( dummy );
         stack.display();
      }
   }

Вот результат работы программы:

( 0 )( bot: :top )
iStack push( 2 )
iStack push( 4 )
( 2 )( bot: 2 4 :top )
iStack push( 6 )
iStack push( 8 )
iStack push ( 10 )
( 5 )( bot: 2 4 6 8 10 :top )
iStack pop(): 10
iStack pop(): 8
( 3 )( bot: 2 4 6 :top )
iStack push( 12 )
iStack push( 14 )
( 5 )( bot: 2 4 6 12 14 :top )
iStack::push( 16 )
iStack::push( 18 )
iStack::push( 20 )
( 8 )( bot: 2 4 6 12 14 16 18 20 :top )
iStack::pop(): 20
iStack::pop(): 18
( 6 )( bot: 2 4 6 12 14 16 :top )
iStack::push( 22 )
iStack::push( 24 )
( 8 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 :top )
iStack::push( 26 )
iStack::push( 28 )
iStack::push( 30 )
( 11 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 28 30 :top )
iStack::pop(): 30
iStack::pop(): 28
( 9 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 :top )
iStack::push( 32 )
iStack::push( 34 )
( 11 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 32 34 :top )
iStack::push( 36 )
iStack::push( 38 )
iStack::push( 40 )
( 14 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 32 34 36 38 40 :top )
iStack::рор(): 40
iStack::popQ: 38
( 12 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 32 34 36 :top )
iStack::push( 42 )
iStack::push( 44 )
( 14 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 32 34 36 42 44 :top )
iStack::push( 46 )
iStack::push( 48 )
iStack::push( 50 )
( 17 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 32 34 36 42 44 46 48 50 :top )
iStack::pop(): 50
iStack::pop(): 48
( 15 )( bot: 2 4 6 12 14 16 22 24 26 32 34 36 42 44 46 :top )

Упражнение 4.23

Иногда требуется операция peek(), которая возвращает значение элемента на вершине стека без извлечения самого элемента. Реализуйте функцию peek() и добавьте к программе main() проверку работоспособности этой функции.
Упражнение 4.24

В чем вы видите два основных недостатка реализации класса iStack? Как их можно исправить?
Категория: С++ | Добавил: r2d2 (29.09.2011)
Просмотров: 678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Born in Ussr
Залогиниться
Турниры

/j clan ussr /j clan cccp