НА ГЛАВНУЮ
Меню сайта
Категория
Ghost++ [1]
С++ [55]
Развлечение
ON - LINE
Опрос
-SD ,твой выбор?
Всего ответов: 425
Оbserver Ward

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Друзья сайта
Заведи себе Бота
Hаша кнопка
Для обмена банерами , наша кнопка для размещения у вас на сайте

Клансайт USSR


Главная » Статьи » Программирование » С++

16. Шаблоны классов (2)
16.4.1. Объявления друзей в шаблонах Queue и QueueItem

Поскольку QueueItem не предназначен для непосредственного использования в вызывающей программе, то объявление конструктора этого класса помещено в закрытую секцию шаблона. Теперь класс Queue необходимо объявить другом QueueItem, чтобы можно было создавать и манипулировать объектами последнего.

Существует два способа объявить шаблон класса другом. Первый заключается в том, чтобы объявить любой экземпляр Queue другом любого экземпляра QueueItem:

template <class Type>QueueItem,

конкретизированного типом complex<double>. Queue должен быть другом только для класса QueueItem. Таким образом, нам нужно взаимно однозначное соответствие между экземплярами Queue и QueueItem, конкретизированными одинаковыми типами. Чтобы добиться этого, применим второй метод объявления друзей:

template <class Type>
class QueueItem {
   // для любого экземпляра QueueItem другом является
   // только конкретизированный тем же типом экземпляр Queue
   friend class Queue<Type>;

   // ...
};

Данное объявление говорит о том, что для любой конкретизации QueueItem некоторым типом экземпляр Queue, конкретизированный тем же типом, является другом. Так, экземпляр Queue, конкретизированный типом int, будет другом экземпляра QueueItem, тоже конкретизированного типом int. Но для экземпляров QueueItem, конкретизированных типами complex<double> или string, этот экземпляр Queue другом не будет.

В любой точке программы у пользователю может понадобиться распечатать содержимое объекта Queue. Такая возможность предоставляется с помощью перегруженного оператора вывода. Этот оператор должен быть объявлен другом шаблона Queue, так как ему необходим доступ к закрытым членам класса. Какой же будет его сигнатура?

// как задать аргумент типа Queue?
ostream& operator<<( ostream &, ??? );

Поскольку Queue - это шаблон класса, то в имени конкретизированного экземпляра должен быть задан полный список аргументов:

ostream& operator<<( ostream &, const Queue<int> & );

Так мы определили оператор вывода для класса, конкретизированного из шаблона Queue типом int. Но что, если Queue - это очередь элементов типа string?

ostream& operator<<( ostream &, const Queue<string>  & );

Вместо того чтобы явно определять нужный оператор вывода по мере необходимости, желательно сразу определить общий оператор, который будет работать для любой конкретизации Queue. Например:

ostream& operator<<( ostream &, const Queue<Type> & );

Однако из этого перегруженного оператора вывода придется сделать шаблон функции:

template <class Type>   ostream&
   operator<<( ostream &, const Queue<Type>  & );

Теперь всякий раз, когда оператору ostream передается конкретизированный экземпляр Queue, конкретизируется и вызывается шаблон функции. Вот одна из возможных реализаций оператора вывода в виде такого шаблона:

template <class Type>
ostream& operator<<( ostream &os, const Queue<Type> &q )
{
   os << "< ";
   QueueItem<Type>  *p;
   for ( p = q.front; p; p = p-> next )
      os << *p << " ";
   os << " > ";
   return os;
}

Если очередь объектов типа int содержит значения 3, 5, 8, 13, то распечатка ее содержимого с помощью такого оператора дает

< 3 5 8 13 >>

Обратите внимание, что оператор вывода обращается к закрытому члену front класса Queue. Поэтому оператор необходимо объявить другом Queue:

template <class Type>
class Queue {
   friend ostream&
      operator<<( ostream &, const Queue<Type> & );
   // ...
};

Здесь, как и при объявлении друга в шаблоне класса Queue, создается взаимно однозначное соответствие между конкретизациями Queue и оператора operator<<().

Распечатка элементов Queue производится оператором вывода operator<<() класса QueueItem:

os <<  *p;

Этот оператор также должен быть реализован в виде шаблона функции; тогда можно быть уверенным, что в нужный момент будет конкретизирован подходящий экземпляр:

template <class Type>
ostream& operator<< ( ostream &os, const QueueItem<Type> &qi )
{
   os << qi.item;
   return os;
}

Поскольку здесь имеется обращение к закрытому члену item класса QueueItem, оператор следует объявить другом шаблона QueueItem. Это делается следующим образом:

template <class Type>
class QueueItem {
   friend class Queue<Type>;
   friend ostream&
      operator<< ( ostream &, const QueueItem<Type> & );
   // ...
};

Оператор вывода класса QueueItem полагается на то, что item умеет распечатывать себя:

Следующая программа демонстрирует конкретизацию и использование функций-друзей шаблонов классов Queue и QueueItem:

#include <iostream>
#include "Queue.h"
int main() {
   Queue<int> qi;
   // конкретизируются оба экземпляра
   //   ostream& operator<< (ostream &os, const Queue<int>&)
   //   ostream& operator<< (ostream &os, const QueueItem<int> &)
   cout <<  qi <<  endl;
   int ival;
   for ( ival = 0; ival < 10; ++ival )
      qi.add( ival );
   cout <<  qi <<  endl;

   int err_cnt = 0;
   for ( ival = 0; ival < 10; ++ival ) {
      int qval = qi.remove();
      if ( ival != qval ) err_cnt++;
   }

   cout << qi <<  endl;
   if ( !err_cnt )
      cout <<  "!! queue executed ok\n";
   else cout <<  "?? queue errors: " <<  err_cnt << endl;
   return 0;
}

После компиляции и запуска программа выдает результат:

< >

< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >

< >

!! queue executed ok

Упражнение 16.6

Пользуясь шаблоном класса Screen, определенным в упражнении 16.5, реализуйте операторы ввода и вывода (см. упражнение 15.6 из раздела 15.2) в виде шаблонов. Объясните, почему вы выбрали тот, а не иной способ объявления друзей класса Screen, добавленных в его шаблон.
16.5. Статические члены шаблонов класса

В шаблоне класса могут быть объявлены статические данные-члены. Каждый конкретизированный экземпляр имеет собственный набор таких членов. Рассмотрим операторы new() и delete() для шаблона QueueItem. В класс QueueItem нужно добавить два статических члена:

static QueueItem<Type> *free_list;
static const unsigned QueueItem_chunk;

Модифицированное определение шаблона QueueItem выглядит так:

#include <cstddef>

template <class Type>
class QueueItem {
   // ...
private:
   void *operator new( size_t );
   void operator delete( void *, size_t );
   // ...
   static QueueItem *free_list;
   static const unsigned QueueItem_chunk;
   // ...
};

Операторы new() и delete() объявлены закрытыми, чтобы предотвратить создание объектов типа QueueItem вызывающей программой: это разрешается только членам и друзьям QueueItem (к примеру, шаблону Queue).

Оператор new() можно реализовать таким образом:

template <class Type> void*
   QueueItem<Type>::operator new( size_t size )
{
   QueueItem<Type>  *p;
   if ( ! free_list )
   {
      size_t chunk = QueueItem_chunk * size;
      free_list = p =
      reinterpret_cast< QueueItem< Type> * >
                      ( new char[chunk] );

      for ( ; p != &free_list[ QueueItem_chunk - 1 ]; ++p )
         p-> next = p + 1;
      p-> next = 0;
   }

   p = free_list;
   free_list = free_list-> next;
   return p;
}

А реализация оператора delete() выглядит так:

template class <Type>
void QueueItem<Type> ::
   operator delete( void *p, size_t )
{
   static_cast< QueueItem<Type> * > ( p )-> next = free_list;
   free_list = static_cast< QueueItem<Type> * >  ( p );
}

Теперь остается инициализировать статические члены free_list и QueueItem_chunk. Вот шаблон для определения статических данных-членов:

/* для каждой конкретизации QueueItem сгенерировать
 * соответствующий free_list и инициализировать его нулем
 */
template <class T>
   QueueItem<T> *QueueItem<T>::free_list = 0;

/* для каждой конкретизации QueueItem сгенерировать
 * соответствующий QueueItem_chunk и инициализировать его значением 24
 */
template <class T>
   const unsigned int
   QueueItem<T>::QueueItem_chunk = 24;

Определение шаблона статического члена должно быть вынесено за пределы определения самого шаблона класса, которое начинается с ключевого слово template с последующим списком параметров . Имени статического члена предшествует префикс QueueItem::, показывающий, что этот член принадлежит именно шаблону QueueItem. Определения таких членов помещаются в заголовочный файл Queue.h и должны включаться во все файлы, где производится их конкретизация. (В разделе 16.8 мы объясним, почему решили делать именно так, и затронем другие вопросы, касающиеся модели компиляции шаблонов.)

Статический член конкретизируется по шаблону только в том случае, когда реально используется в программе. Сам такой член тоже является шаблоном. Определение шаблона для него не приводит к выделению памяти: она выделяется только для конкретизированного экземпляра статического члена. Каждая подобная конкретизация соответствует конкретизации шаблона класса. Таким образом, обращение к экземпляру статического члена всегда производится через некоторый конкретизированный экземпляр класса:

// ошибка: QueueItem - это не реальный конкретизированный экземпляр
int ival0 = QueueItem::QueueItem_chunk;

int ival1 = QueueItem<string>::QueueItem_chunk;  // правильно
int ival2 = QueueItem<int>::QueueItem_chunk;     // правильно

Упражнение 16.7

Реализуйте определенные в разделе 15.8 операторы new() и delete() и относящиеся к ним статические члены screenChunk и freeStore для шаблона класса Screen, построенного в упражнении 16.6.
16.6. Вложенные типы шаблонов классов

Шаблон класса QueueItem применяется только как вспомогательное средство для реализации Queue. Чтобы запретить любое другое использование, в шаблоне QueueItem имеется закрытый конструктор, позволяющий создавать объекты этого класса исключительно функциям-членам класса Queue, объявленным друзьями QueueItem. Хотя шаблон QueueItem виден во всей программе, создать объекты этого класса или обратиться к его членам можно только при посредстве функций-членов Queue.

Альтернативный подход к реализации состоит в том, чтобы вложить определение шаблона класса QueueItem в закрытую секцию шаблона Queue. Поскольку QueueItem является вложенным закрытым типом, он становится недоступным вызывающей программе, и обратиться к нему можно лишь из шаблона класса Queue и его друзей (например, оператора вывода). Если же сделать члены QueueItem открытыми, то объявлять Queue другом QueueItem не понадобится.

Семантика исходной реализации при этом сохраняется, но отношение между шаблонами QueueItem и Queue моделируется более элегантно.

Поскольку при любой конкретизации шаблона Queue требуется конкретизировать тем же типом и QueueItem, то вложенный класс должен быть шаблоном. Вложенные классы шаблонов сами являются шаблонами классов, а параметры объемлющего шаблона можно использовать во вложенном:

template <class Type>
class Queue:
   // ...
private:
   class QueueItem {
   public:
      QueueItem( Type val )
                : item( val ), next( 0 ) { ... }

      Type item;
      QueueItem *next;
   };
   // поскольку QueueItem - вложенный тип,
   // а не шаблон, определенный вне Queue,
   // то аргумент шаблона <Type> после QueueItem можно опустить
   QueueItem *front, *back;
   // ...
};

При каждой конкретизации Queue создается также класс QueueItem с подходящим аргументом для Type. Между конкретизациями шаблонов QueueItem и Queue имеется взаимно однозначное соответствие.

Вложенный в шаблон класс конкретизируется только в том случае, если он используется в контексте, где требуется полный тип класса. В разделе 16.2 мы упоминали, что конкретизация шаблона класса Queue типом int не означает автоматической конкретизации и класса QueueItem<int>. Члены front и back - это указатели на QueueItem<int>, а если объявлены только указатели на некоторый тип, то конкретизировать соответствующий класс не обязательно, хотя QueueItem вложен в шаблон класса Queue. QueueItem<int> конкретизируется только тогда, когда указатели front или back разыменовываются в функциях-членах класса Queue<int>.

Внутри шаблона класса можно также объявлять перечисления и определять типы (с помощью typedef):

template <class Type, int size>
class Buffer:
public:
   enum Buf_vals { last = size-1, Buf_size };
   typedef Type BufType;
   BufType array[ size ];
   // ...
}

Вместо того чтобы явно включать член Buf_size, в шаблоне класса Buffer объявляется перечисление с двумя элементами, которые инициализируются значением параметра шаблона. Например, объявление

Buffer<int, 512> small_buf;

устанавливает Buf_size в 512, а last - в 511. Аналогично

Buffer<int, 1024> medium_buf;

устанавливает Buf_size в 1024, а last - в 1023.

Открытый вложенный тип разрешается использовать и вне определения объемлющего класса. Однако вызывающая программа может ссылаться лишь на конкретизированные экземпляры подобного типа (или элементов вложенного перечисления). В таком случае имени вложенного типа должно предшествовать имя конкретизированного шаблона класса:

// ошибка: какая конкретизация Buffer?
Buffer::Buf_vals bfv0;

Buffer<int,512>::Buf_vals bfv1;  // правильно

Это правило применимо и тогда, когда во вложенном типе не используются параметры включающего шаблона:

template <class T> class Q {
public:
   enum QA { empty, full };   // не зависит от параметров
   QA status;
   // ...
};

#include <iostream>

int main() {
   Q<double> qd;
   Q<int>  qi;

   qd.status = Q::empty;  // ошибка: какая конкретизация Q?
   qd.status = Q<double> ::empty;  // правильно

   int val1 = Q<double> ::empty;
   int val2 = Q<int> ::empty;
   if ( val1 != val2 )
      cerr < <"ошибка реализации!" < <endl;
   return 0;
}

Во всех конкретизациях Q значения empty одинаковы, но при ссылке на empty необходимо указывать, какому именно экземпляру Q принадлежит перечисление.

Упражнение 16.8

Определите класс List и вложенный в него ListItem из раздела 13.10 как шаблоны. Реализуйте аналогичные определения для ассоциированных членов класса.
16.7. Шаблоны-члены

Шаблон функции или класса может быть членом обычного класса или шаблона класса. Определение шаблона-члена похоже на определение шаблона: ему предшествует ключевое слово template, за которым идет список параметров:

template < class T>
class Queue {
private:
   // шаблон класса-члена
   template < class Type>       class CL
   {
      Type member;
      T mem;
   };
   // ...
public:
   // шаблон функции-члена
   template < class Iter>
      void assign( Iter first, Iter last )
   {
      while ( ! is_empty() )
         remove();     // вызывается Queue< T> ::remove()

      for ( ; first != last; ++first )
          add( *first );  // вызывается Queue< T> ::add( const T & )
   }
}

(Отметим, что шаблоны-члены не поддерживаются компиляторами, написанными до принятия стандарта C++. Эта возможность была добавлена в язык для поддержки реализации абстрактных контейнерных типов, представленных в главе 6.)

Объявление шаблона-члена имеет собственные параметры. Например, у шаблона класса CL есть параметр Type, а у шаблона функции assign() - параметр Iter. Помимо этого, в определении шаблона-члена могут использоваться параметры объемлющего шаблона класса. Например, у шаблона CL есть член типа T, представляющего параметр включающего шаблона Queue.

Объявление шаблона-члена в шаблоне класса Queue означает, что конкретизация Queue потенциально может содержать бесконечное число различных вложенных классов CL функций-членов assign(). Так, конкретизированный экземпляр Queue включает вложенные типы:

Queue<int>::CL<char>
Queue<int> ::CL<string>

и вложенные функции:

void Queue<int> ::assign( int *, int * )
void Queue<int> ::assign( vector<int> ::iterator,
                         vector<int> ::iterator )

Для шаблона-члена действуют те же правила доступа, что и для других членов класса. Так как шаблон CL является закрытым членом шаблона Queue, то лишь функции-члены и друзья Queue могут ссылаться на его конкретизации. С другой стороны, шаблон функции assign() объявлен открытым членом и, значит, доступен во всей программе.

Шаблон-член конкретизируется при его использовании в программе. Например, assign() конкретизируется в момент обращения к ней из main():

int main()
{
   // конкретизация Queue<int>
   Queue<int>  qi;

   // конкретизация Queue<int>::assign( int *, int * )
   int ai[4] = { 0, 3, 6, 9 };
   qi.assign( ai, ai + 4 );

   // конкретизация Queue<int> ::assign( vector<int> ::iterator,
   //                                     vector<int> ::iterator )
   vector<int>  vi( ai, ai + 4 );
   qi.assign( vi.begin(), vi.end() );
}

Шаблон функции assign(), являющийся членом шаблона класса Queue, иллюстрирует необходимость применения шаблонов-членов для поддержки контейнерных типов. Предположим, имеется очередь типа Queue<int>, в которую нужно поместить содержимое любого другого контейнера (списка, вектора или обычного массива), причем его элементы имеют либо тип int (т.е. тот же, что у элементов очереди), либо приводимый к типу int. Шаблон-член assign()позволяет это сделать. Поскольку может быть использован любой контейнерный тип, то интерфейс assign() программируется в расчете на употребление итераторов; в результате реализация оказывается не зависящей от фактического типа, на который итераторы указывают.

В функции main() шаблон-член assign() сначала конкретизируется типом int*, что позволяет поместить в qi содержимое массива элементов типа int. Затем шаблон-член конкретизируется типом vector<int>::iterator - это дает возможность поместить в очередь qi содержимое вектора элементов типа int. Контейнер, содержимое которого помещается в очередь, не обязательно должен состоять из элементов типа int. Разрешен любой тип, который приводится к int. Чтобы понять, почему это так, еще раз посмотрим на определение assign():

template <class Iter>
      void assign( Iter first, Iter last )
{
   // удалить все элементы из очереди

   for ( ; first != last; ++first )
      add( *first );
}

Вызываемая из assign() функция add() - это функция-член Queue<Type>::add(). Если Queue конкретизируется типом int, то у add() будет следующий прототип:

void Queue<int>::add( const int &val );

Аргумент *first должен иметь тип int либо тип, которым можно инициализировать параметр-ссылку на const int. Преобразования типов допустимы. Например, если воспользоваться классом SmallInt из раздела 15.9, то содержимое контейнера, в котором хранятся элементы типа SmallInt, с помощью шаблона-члена assign() помещается в очередь типа Queue<int>. Это возможно потому, что в классе SmallInt имеется конвертер для приведения SmallInt к int:

class SmallInt {
public:
   SmallInt( int ival = 0 ) : value( ival ) { }

   // конвертер: SmallInt ==> int
   operator int() { return value; }

   // ...
private:
   int value;
};

int main()
{
   // конкретизация Queue<int>
   Queue<int> qi;

   vector<SmallInt>  vsi;
   // заполнить вектор
   // конкретизация
   // Queue<int> ::assign( vector<SmallInt> ::iterator,
   //                     vector<SmallInt> ::iterator )
   qi.assign( vsi.begin(), vsi.end() );

   list<int*>  lpi;
   // заполнить список

   // ошибка при конкретизации шаблона-члена assign():
   // нет преобразования из int* в int
   qi.assign( lpi.begin(), lpi.end() );
}

Первая конкретизация assign() правильна, так как существует неявное преобразование из типа SmallInt в тип int и, следовательно, обращение к add() корректно. Вторая же конкретизация ошибочна: объект типа int* не может инициализировать ссылку на тип const int, поэтому вызвать функцию add() невозможно.

Для контейнерных типов из стандартной библиотеки C++ имеется функция assign(), которая ведет себя так же, как функция-шаблон assign() для нашего класса Queue.

Любую функцию-член можно задать в виде шаблона. Это относится, в частности, к конструктору. Например, для шаблона класса Queue его можно определить следующим образом:

template < class T>
class Queue {
   // ...
public:
   // шаблон-член конструктора
   template < class Iter>
   Queue( Iter first, Iter last )
        : front( 0 ), back( 0 )
   {
      for ( ; first != last; ++first )
          add( * first );
   }
};

Такой конструктор позволяет инициализировать очередь содержимым другого контейнера. У контейнерных типов из стандартной библиотеки C++ также есть предназначенные для этой цели конструкторы в виде шаблонов-членов. Кстати, в первом (в данном разделе) определении функции main() использовался конструктор-шаблон для вектора:

vector< int>  vi( ai, ai + 4 );

Это определение конкретизирует шаблон конструктора для контейнера vector типом int*, что позволяет инициализировать вектор содержимым массива элементов типа int.

Шаблон-член, как и обычные члены, может быть определен вне определения объемлющего класса или шаблона класса. Так, являющиеся членами шаблон класса CL или шаблон функции assign() могут быть следующим образом определены вне шаблона Queue:

template < class T>
class Queue {
private:
   template <class Type>  class CL;
   // ...
public:
   template < class Iter>
      void assign( Iter first, Iter last );
   // ...
};

template < class T>  template < class Type>
   class Queue< T> ::CL<Type>
{
   Type member;
   T mem;
};

template < class T>  template < class Iter>
   void Queue< T> ::assign( Iter first, Iter last )
{
   while ( ! is_empty() )
      remove();

   for ( ; first != last; ++first )
      add( *first );
}

Определению шаблона-члена, которое находится вне определения объемлющего шаблона класса, предшествует список параметров объемлющего шаблона класса, а за ним должен следовать собственный такой список. Вот почему определение шаблона функции assign() (члена шаблона класса Queue) начинается с

template < class T>  template < class Iter>

Первый список параметров шаблона template < class T> относится к шаблону класса Queue. Второй - к самому шаблону-члену assign(). Имена параметров не обязаны совпадать с теми, которые указаны внутри определения объемлющего шаблона класса. Приведенная инструкция по-прежнему определяет шаблон-член assign():

template < class TT>   template < class IterType> 
void Queue< TT>  ::assign( IterType first, IterType last )
{ ... }

16.8. Шаблоны классов и модель компиляции A

Определение шаблона класса - это лишь предписание для построения бесконечного множества типов классов. Сам по себе шаблон не определяет никакого класса. Например, когда компилятор видит:

template <class Type> 
   class Queue { ... };

он только сохраняет внутреннее представление Queue. Позже, когда встречается реальное использование класса, конкретизированного по шаблону, скажем:

int main() {
   Queue<  int>   *p_qi = new Queue< int> ;
}

компилятор конкретизирует тип класса Queue<int>, применяя сохраненное внутреннее представление определения шаблона Queue.

Шаблон конкретизируется только тогда, когда он употребляется в контексте, требующем полного определения класса. (Этот вопрос подробно обсуждался в разделе 16.2.) В примере выше класс Queue конкретизируется, потому что компилятор должен знать размер типа Queue, чтобы выделить нужный объем памяти для объекта, созданного оператором new.

Компилятор может конкретизировать шаблон только тогда, когда он видел не только его объявление, но и фактическое определение, которое должно предшествовать тому месту программы, где этот шаблон используется:

// объявление шаблона класса
template < class Type>
   class Queue;

Queue<int> * global_pi = 0;  // правильно: определение класса не нужно

int main() {
   // ошибка: необходима конкретизация
   //         определение шаблона класса должно быть видимо
   Queue< int> *p_qi = new Queue< int>;
}

Шаблон класса можно конкретизировать одним и тем же типом в нескольких файлах. Как и в случае с типами классов, когда определение класса должно присутствовать в каждом файле, где используются его члены, компилятор конкретизирует шаблон некоторым типом во всех файлах, в которых данный экземпляр употребляется в контексте, требующем полного определения класса. Чтобы определение шаблона было доступно везде, где может понадобиться конкретизация, его следует поместить в заголовочный файл.

Функции-члены и статические данные-члены шаблонов классов, а также вложенные в них типы ведут себя почти так же, как сами шаблоны. Определения членов шаблона используются для порождения экземпляров членов в конкретизированном шаблоне. Если компилятор видит:

template < class Type>
void Queue< Type>::add( const Type &val )
   { ... }

он сохраняет внутреннее представление Queue< Type>::add(). Позже, когда в программе встречается фактическое употребление этой функции-члена, допустим через объект типа Queue<int>, компилятор конкретизирует Queue<int>::add(const int &), пользуясь таким представлением:

#include "Queue.h "
int main() {
   // конкретизация Queue< int>
   Queue< int> *p_qi = new Queue<int>;
   int ival;
   // ...
   // конкретизация Queue< int>::add( const int & )
   p_qi-< add( ival );
   // ...
}

Конкретизация шаблона класса некоторым типом не приводит к автоматической конкретизации всех его членов тем же типом. Член конкретизируется только при использовании в таком контексте, где необходимо его определение (т.е. вложенный тип употреблен так, что требуется его полное определение; вызвана функция-член или взят ее адрес; имеется обращение к значению статического члена).

Конкретизация функций-членов и статических членов шаблонов класса поднимает те же вопросы, которые мы уже обсуждали для шаблонов функций в разделе 10.5. Чтобы компилятор мог конкретизировать функцию-член или статический член шаблона класса, должно ли определение члена быть видимым в момент конкретизации? Например, должно ли определение функции-члена add() появиться до ее конкретизации типом int в main()? Следует ли помещать определения функций-членов и статических членов шаблонов класса в заголовочные файлы (как мы поступаем с определениями встроенных функций), которые включаются всюду, где применяются их конкретизированные экземпляры? Или конкретизации определения шаблона достаточно для того, чтобы этими членами можно было пользоваться, так что определения членов можно оставлять в файлах с исходными текстами (где обычно располагаются определения невстроенных функций-членов и статических членов)?

Для ответа на эти вопросы нам придется вспомнить модель компиляции шаблонов в C++, где формулируются требования к организации программы, в которой определяются и употребляются шаблоны. Обе модели (с включением и с разделением), описанные в разделе 10.5, в полной мере применимы и к определениям функций-членов и статических данных-членов шаблонов классов. В оставшейся части этого раздела описываются обе модели и объясняется их использование с определениями членов.
16.8.1. Модель компиляции с включением

В этой модели мы включаем определения функций-членов и статических членов шаблонов классов в каждый файл, где они конкретизируются. Для встроенных функций-членов, определенных в теле шаблона, это происходит автоматически. В противном случае такое определение следует поместить в один заголовочный файл с определением шаблона класса. Именно этой моделью мы и пользуемся в настоящей книге. Например, определения шаблонов Queue и QueueItem, как и их функций-членов и статических членов, находятся в заголовочном файле Queue.h.

Подобное размещение не лишено недостатков: определения функций-членов могут быть довольно большими и содержать детали реализации, которые неинтересны пользователям или должны быть скрыты от них. Кроме того, многократная компиляция одного определения шаблона при обработке разных файлов увеличивает общее время компиляции программы. Описанная модель (если она доступна) позволяет отделить интерфейс шаблона от реализации (т.е. от определений функций-членов и статических данных-членов).
16.8.2. Модель компиляции с разделением

В этой модели определение шаблона класса и определения встроенных функций-членов помещаются в заголовочный файл, а определения невстроенных функций-членов и статических данных-членов - в файл с исходным текстом программы. Иными словами, определения шаблона класса и его членов организованы так же, как определения обычных классов (не шаблонов) и их членов:

// ---- Queue.h ----
// объявляет Queue как экспортируемый шаблон класса
export template <class Type>
class Queue {
   // ...
public:
   Type& remove();
   void add( const Type & );
   // ...
};
// ---- Queue.C ----
// экспортированное определение шаблона класса Queue
// находится в Queue.h
#include "Queue.h"

template <class Type>
   void Queue<Type>::add( const Type &val ) { ... }

template <class Type>
   Type& Queue<Type>::remove() { ... }

Программа, в которой используется конкретизированная функция-член, должна перед конкретизацией включить заголовочный файл:

// ---- User.C ----
#include "Queue.h"

int main() {
   // конкретизация Queue
   Queue *p_qi = new Queue;
   int ival;
   // ...
   // правильно: конкретизация Queue::add( const int & )
   p_qi->add( ival );
   // ...
}

Хотя определение шаблона для функции-члена add() не видно в файле User.C, конкретизированный экземпляр Queue::add(const int &) вызывать оттуда можно. Но для этого шаблон класса необходимо объявить экспортируемым.

Если он экспортируется, то для использования конкретизированных функций-членов или статических данных-членов необходимо знать лишь определение самого шаблона. Определения членов могут отсутствовать в тех файлах, где они конкретизируются.

Чтобы объявить шаблон класса экспортируемым, перед словом template в его определении или объявлении нужно поставить ключевое слово export:

export template <class Type>
class Queue { ... };

В нашем примере слово export применено к шаблону класса Queue в файле Queue.h; этот файл включен в файл Queue.C, содержащий определения функций-членов add() и remove(), которые автоматически становятся экспортируемыми и не должны присутствовать в других файлах перед конкретизацией.

Отметим, что, хотя шаблон класса объявлен экспортируемым, его собственное определение должно присутствовать в файле User.C. Конкретизация Queue::add() в User.C вводит определение класса, в котором объявлены функции-члены Queue::add() и Queue::remove(). Эти объявления обязаны предшествовать вызову указанных функций. Таким образом, слово export влияет лишь на обработку функций-членов и статических данных-членов.

экспортируемыми можно объявлять также отдельные члены шаблона. В этом случае ключевое слово export указывается не перед шаблоном класса, а только перед экспортируемыми членами. Например, если автор шаблона класса Queue хочет экспортировать лишь функцию-член Queue::add() (т.е. изъять из заголовочного файла Queue.h только ее определение), то слово export можно указать именно в определении функции-члена add():

// ---- Queue.h ----
template <class Type>
class Queue {
   // ...
public:
   Type& remove();
   void add( const Type & );
   // ...
};

// необходимо, так как remove() не экспортируется
template <class Type>
   Type& Queue<Type>::remove() { ... }
// ---- Queue.C ----
#include "Queue.h"

// экспортируется только функция-член add()
export template <class Type>
   void Queue<Type>::add( const Type &val ) { ... }

Обратите внимание, что определение шаблона для функции-члена remove() перенесено в заголовочный файл Queue.h. Это необходимо, поскольку remove() более не находится в экспортируемом шаблоне и, следовательно, ее определение должно быть видно во всех файлах, где вызываются конкретизированные экземпляры.

Определение функции-члена или статического члена шаблона объявляется экспортируемым только один раз во всей программе. Поскольку компилятор обрабатывает файлы последовательно, он обычно не в состоянии определить, что эти члены объявлены экспортируемыми в нескольких исходных файлах. В таком случае результаты могут быть следующими:

   1. при редактировании связей возникает ошибка, показывающая, что один и тот же член шаблона класса определен несколько раз;
   2. компилятор неоднократно конкретизирует некоторый член одним и тем же множеством аргументов шаблона, что приводит к ошибке повторного определения во время связывания программы;
   3. компилятор конкретизирует член с помощью одного из экспортированных определений шаблона, игнорируя все остальные.

Следовательно, нельзя утверждать, что при наличии в программе нескольких определений экспортированного члена шаблона обязательно будет сгенерирована ошибка. Создавая программу, надо быть внимательным и следить за тем, чтобы определения членов находились только в одном исходном файле.

Модель с разделением позволяет отделить интерфейс шаблона класса от его реализации и организовать программу так, что эти интерфейсы помещаются в заголовочные файлы, а реализации - в файлы с исходным текстом. Однако не все компиляторы поддерживают данную модель, а те, которые поддерживают, не всегда делают это правильно: для этого требуется более изощренная среда программирования, которая доступна не во всех реализациях C++.

В нашей книге используется только модель с включением, так как примеры работы с шаблонами небольшие и хотелось, чтобы они компилировались максимально большим числом компиляторов.
16.8.3. Явные объявления конкретизации

При использовании модели с включением определение члена шаблона класса помещается в каждый исходный файл, где может употребляться конкретизированный экземпляр. Точно неизвестно, где и когда компилятор конкретизирует такое определение, и некоторые компиляторы (особенно более старые) конкретизируют определение члена данным множеством аргументов шаблона неоднократно. Для использования в программе (на этапе сборки или на одной из предшествующих ей стадий) выбирается один из полученных экземпляров, а остальные игнорируются.

Результат работы программы не зависит от того, сколько раз конкретизировался шаблон: в конечном итоге употребляется лишь один экземпляр. Однако, если приложение состоит из большого числа файлов и некоторый шаблон конкретизируется в каждом из них, то время компиляции заметно возрастает.

Подобные проблемы, характерные для старых компиляторов, затрудняли использование шаблонов. Чтобы помочь программисту управлять моментом, когда конкретизация происходит, в стандарте C++ введено понятие явного объявления конкретизации, где за ключевым словом template идет слово class и имя конкретизируемого шаблона класса.

В следующем примере явно объявляется конкретизация шаблона Queue<int>, в котором запрашивается конкретизация аргументом int шаблона класса Queue:

#include "Queue.h"

// явное объявление конкретизации
template class Queue<int>;

Если шаблон класса конкретизируется явно, то явно конкретизируются и все его члены, причем тем же типом аргумента. Следовательно, в файле, где встречается явное объявление, должно присутствовать не только определение шаблона, но и определения всех его членов. В противном случае выдается сообщение об ошибке:

template <class Type>
   class Queue;

// ошибка: шаблон Queue и его члены не определены
template class Queue<int>;

Если в некотором исходном файле встречается явное объявление конкретизации, то что произойдет в других файлах, где используется такой же конкретизированный шаблон? Как сказать компилятору, что явное объявление имеется в другом файле и что при употреблении шаблона класса или его членов в этом файле конкретизировать ничего не надо?

Здесь, как и при использовании шаблонов функций (см. раздел 10.5.3), необходимо применить опцию компилятора, подавляющую неявные конкретизации. Эта опция вынуждает компилятор предполагать, что все конкретизации шаблонов будут объявляться явно.

Упражнение 16.9

Куда бы вы поместили определения функций-членов и статических данных-членов своих шаблонов классов, если имеющийся у вас компилятор поддерживает модель компиляции с разделением? Объясните почему.

Упражнение 16.10

Имеется шаблон класса Screen, разработанный в упражнениях из предыдущих разделов (в том числе функции-члены, определенные в упражнении 16.5 из раздела 16.3, и статические члены, определенные в упражнении 16.7 из раздела 16.5). Организуйте программу так, чтобы воспользоваться преимуществами модели компиляции с разделением.
16.9. Специализации шаблонов классов A

Прежде чем приступать к рассмотрению специализаций шаблонов классов и причин, по которым в них может возникнуть надобность, добавим в шаблон Queue функции-члены min() и max(). Они будут обходить все элементы очереди и искать среди них соответственно минимальное и максимальное значения (правильнее, конечно, использовать для этой цели обобщенные алгоритмы min() и max(), представленные в главе 12, но мы определим эти функции как члены шаблона Queue, чтобы познакомиться со специализациями.)

template <class Type>
class Queue {
   // ...
public:
   Type min();
   Type max();
   // ...
};

// найти минимальное значение в очереди Queue
template <class Type>
   Type Queue<Type>::min()
{
   assert( ! is_empty() );
   Type min_val = front->item;
   for ( QueueItem *pq = front->next; pq != 0; pq = pq->next )
      if ( pq->item < min_val )
         min_val = pq->item;
   return min_val;
}
// найти максимальное значение в очереди Queue
template <class Type>
   Type Queue<Type>::max()
{
   assert( ! is_empty() );
   Type max_val = front->item;
   for ( QueueItem *pq = front->next; pq != 0; pq = pq->next )
      if ( pq->item > max_val )
         max_val = pq->item;
   return max_val;
}

Следующая инструкция в функции-члене min() сравнивает два элемента очереди Queue:

pq->item < min_val

Здесь неявно присутствует требование к типам, которыми может конкретизироваться шаблон класса Queue: такой тип должен либо иметь возможность пользоваться предопределенным оператором "меньше” для встроенных типов, либо быть классом, в котором определен оператор operator<(). Если же этого оператора нет, то попытка применить min() к очереди приведет к ошибке компиляции в том месте, где вызывается несуществующий оператор сравнения. (Аналогичная проблема существует и в max(), только касается оператора operator>()).

Предположим, что шаблон класса Queue нужно конкретизировать таким типом:

class LongSouble {
public:
   LongDouble( double dbval ) : value( dval ) { }
   bool compareLess( const LongDouble & );
private:
   double value;
};

Но в этом классе нет оператора operator<(), позволяющего сравнивать два значения типа LongDouble, поэтому использовать для очереди типа Queue функции-члены min() и max() нельзя. Одним из решений этой проблемы может стать определение глобальных operator<() и operator>(), в которых для сравнения значений типа Queue используется функция-член compareLess. Эти глобальные операторы вызывались бы из min() и max() автоматически при сравнении объектов из очереди.

Однако мы рассмотрим другое решение, связанное со специализацией шаблонов класса: вместо общих определений функций-членов min() и max() при конкретизации шаблона Queue типом LongDouble мы определим специальные экземпляры Queue::min() и Queue::max(), основанные на функции-члене compareLess() класса LongDouble.

Это можно сделать, если воспользоваться явным определением специализации, где после ключевого слова template идет пара угловых скобок <>, а за ней - определение специализации члена класса. В приведенном примере для функций-членов min() и max() класса Queue, конкретизированного из шаблона, определены явные специализации:

// определения явных специализаций
template<> LongDouble Queue::min()
{
   assert( ! is_empty() );
   LongDouble min_val = front->item;
   for ( QueueItem *pq = front->next; pq != 0; pq = pq->next )
      if ( pq->item.compareLess( min_val ) )
         min_val = pq->item;
   return min_val;
}

template<> LongDouble Queue<LongDouble> ::max()
{
   assert( ! is_empty() );
   LongDouble max_val = front->item;
   for ( QueueItem *pq = front->next; pq != 0; pq = pq->next )
      if ( max_val.compareLess( pq->item ) )
         max_val = pq->item;
   return max_val;
}

Хотя тип класса Queue конкретизируется по шаблону, в каждом объекте этого типа используются специализированные функции-члены min() и max() - не те, что конкретизируются по обобщенным определениям этих функций в шаблоне класса Queue.

Поскольку определения явных специализаций min() и max() - это определения невстроенных функций, помещать их в заголовочный файл нельзя: они обязаны находится в файле с текстом программы. Однако явную специализацию функции можно объявить, не определяя. Например:

// объявления явных специализаций функций-членов
template <> LongDouble Queue< LongDouble> ::min();
template <> LongDouble Queue<LongDouble> ::max();

Поместив эти объявления в заголовочный файл, а соответствующие определения - в исходный, мы можем организовать код так же, как и для определений функций-членов обычного класса.

Иногда определение всего шаблона оказывается непригодным для конкретизации некоторым типом. В таком случае программист может специализировать шаблон класса целиком. Напишем полное определение класса Queue:

// QueueLD.h: определяет специализацию класса Queue<LongDouble>
#include "Queue.h"

template<> Queue<LongDouble>  {
   Queue<LongDouble> ();
   ~Queue<LongDouble> ();

   LongDouble& remove();
   void add( const LongDouble & );
   bool is_empty() const;
   LongDouble min();
   LongDouble max();
private:
   // Некоторая реализация
};

Явную специализацию шаблона класса можно определять только после того, как общий шаблон уже был объявлен (хотя и не обязательно определен). Иными словами, должно быть известно, что специализируемое имя обозначает шаблон класса. Если в приведенном примере не включить заголовочный файл Queue.h перед определением явной специализации шаблона, компилятор выдаст сообщение об ошибке, указывая, что Queue - это не имя шаблона.

Если мы определяем специализацию всего шаблона класса, то должны определить также все без исключения функции-члены и статические данные-члены. Определения членов из общего шаблона никогда не используются для создания определений членов явной специализации: множества членов этих шаблонов могут различаться. Чтобы предоставить определение явной специализации для типа класса Queue, придется определить не только функции-члены min() и max(), но и все остальные.

Если класс специализируется целиком, лексемы template<> помещаются только перед определением явной специализации всего шаблона:

#include "QueueLD.h"

// определяет функцию-член min()
// из специализированного шаблона класса
LongDouble Queue<LongDouble>::min() { }

Класс не может в одних файлах конкретизироваться из общего определения шаблона, а в других - из специализированного, если задано одно и то же множество аргументов. Например, специализацию шаблона QueueItem необходимо объявлять в каждом файле, где она используется:

// ---- File1.C ----
#include "Queue.h"

void ReadIn( Queue<LongDouble> *pq ) {
   // использование pq->add()
   // приводит к конкретизации QueueItem<LongDouble>
}

// ---- File2.C ----
#include "QueueLD.h"

void ReadIn( Queue<LongDouble> * )ошибку не обнаружат: заголовочный файл QueueLD.h
следует включать во все файлы, где используется Queue,
причем до первого использования.
Категория: С++ | Добавил: r2d2 (29.09.2011)
Просмотров: 993 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Born in Ussr
Залогиниться
Турниры

/j clan ussr /j clan cccp