НА ГЛАВНУЮ
Меню сайта
Категория
Ghost++ [1]
С++ [55]
Развлечение
ON - LINE
Опрос
Какой артефакт рулит?
Всего ответов: 460
Оbserver Ward

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
Заведи себе Бота
Hаша кнопка
Для обмена банерами , наша кнопка для размещения у вас на сайте

Клансайт USSR


Главная » Статьи » Программирование » С++

15. Перегруженные операторы и определенные пользователем преобразования (2)
15.8. Операторы new и delete

По умолчанию выделение объекта класса из хипа и освобождение занятой им памяти выполняются с помощью глобальных операторов new() и delete(), определенных в стандартной библиотеке C++. (Мы рассматривали эти операторы в разделе 8.4.) Но класс может реализовать и собственную стратегию управления памятью, предоставив одноименные операторы-члены. Если они определены в классе, то вызываются вместо глобальных операторов с целью выделения и освобождения памяти для объектов этого класса.

Определим операторы new() и delete() в нашем классе Screen.

Оператор-член new() должен возвращать значение типа void* и принимать в качестве первого параметра значение типа size_t, где size_t – это typedef, определенный в системном заголовочном файле . Вот его объявление:

class Screen {
public:
   void *operator new( size_t );
   // ...
};

Когда для создания объекта типа класса используется new(), компилятор проверяет, определен ли в этом классе такой оператор. Если да, то для выделения памяти под объект вызывается именно он, в противном случае – глобальный оператор new(). Например, следующая инструкция

Screen *ps = new Screen;

создает объект Screen в хипе, а поскольку в этом классе есть оператор new(), то вызывается он. Параметр size_t оператора автоматически инициализируется значением, равным размеру Screen в байтах.

Добавление оператора new() в класс или его удаление оттуда не отражаются на пользовательском коде. Вызов new выглядит одинаково как для глобального оператора, так и для оператора-члена. Если бы в классе Screen не было собственного new(), то обращение осталось бы правильным, только вместо оператора-члена вызывался бы глобальный оператор.

С помощью оператора разрешения глобальной области видимости можно вызвать глобальный new(), даже если в классе Screen определена собственная версия:

Screen *ps = ::new Screen;

Оператор delete(), являющийся членом класса, должен иметь тип void, а в качестве первого параметра принимать void*. Вот как выглядит его объявление для Screen:

class Screen {
public:
   void operator delete( void * );
};

Когда операндом delete служит указатель на объект типа класса, компилятор проверяет, определен ли в этом классе оператор delete(). Если да, то для освобождения памяти вызывается именно он, в противном случае – глобальная версия оператора. Следующая инструкция

delete ps;

освобождает память, занятую объектом класса Screen, на который указывает ps. Поскольку в Screen есть оператор-член delete(), то применяется именно он. Параметр оператора типа void* автоматически инициализируется значением ps. Добавление delete() в класс или его удаление оттуда никак не сказываются на пользовательском коде. Вызов delete выглядит одинаково как для глобального оператора, так и для оператора-члена. Если бы в классе Screen не было собственного оператора delete(), то обращение осталось бы правильным, только вместо оператора-члена вызывался бы глобальный оператор.

С помощью оператора разрешения глобальной области видимости можно вызвать глобальный delete(), даже если в Screen определена собственная версия:

::delete ps;

В общем случае используемый оператор delete() должен соответствовать тому оператору new(), с помощью которого была выделена память. Например, если ps указывает на область памяти, выделенную глобальным new(), то для ее освобождения следует использовать глобальный же delete().

Оператор delete(), определенный для типа класса, может содержать два параметра вместо одного. Первый параметр по-прежнему должен иметь тип void*, а второй – предопределенный тип size_t (не забудьте включить заголовочный файл ):

class Screen {
public:
   // заменяет
   // void operator delete( void * );
   void operator delete( void *, size_t );
};

Если второй параметр есть, компилятор автоматически инициализирует его значением, равным размеру адресованного первым параметром объекта в байтах. (Этот параметр важен в иерархии классов, когда оператор delete() может наследоваться производным классом. Подробнее наследование обсуждается в главе 17.)

Рассмотрим реализацию операторов new() и delete() в классе Screen более детально. В основе нашей стратегии распределения памяти будет лежать связанный список объектов Screen, на начало которого указывает член freeStore. При каждом обращении к оператору-члену new() возвращается следующий объект из списка. При вызове delete() объект возвращается в список. Если при создании нового объекта список, адресованный freeStore, пуст, то вызывается глобальный оператор new(), чтобы получить блок памяти, достаточный для хранения screenChunk объектов класса Screen.

Как screenChunk, так и freeStore представляют интерес только для Screen, поэтому мы сделаем их закрытыми членами. Кроме того, для всех создаваемых объектов нашего класса значения этих членов должны быть одинаковыми, а следовательно, нужно объявить их статическими. Чтобы поддержать структуру связанного списка объектов Screen, нам понадобится третий член next:

class Screen {
public:
   void *operator new( size_t );
   void operator delete( void *, size_t );
   // ...
private:
   Screen *next;
   static Screen *freeStore;
   static const int screenChunk;
};

Вот одна из возможных реализаций оператора new() для класса Screen:

#include "Screen.h"
#include <cstddef>

// статические члены инициализируются
// в исходных файлах программы, а не в заголовочных файлах
Screen *Screen::freeStore = 0;
const int Screen::screenChunk = 24;

void *Screen::operator new( size_t size )
{
   Screen *p;

   if ( !freeStore ) {
      // связанный список пуст: получить новый блок
      // вызывается глобальный оператор new
      size_t chunk = screenChunk * size;
      freeStore = p =
         reinterpret_cast< Screen* >( new char[ chunk ] );

      // включить полученный блок в список
      for ( ;
            p != &freeStore[ screenChunk - 1 ];
            ++p )
          p->next = p+1;
      p->next = 0;
    }

    p = freeStore;
    freeStore = freeStore->next;
    return p;
}
А вот реализация оператора delete():
void Screen::operator delete( void *p, size_t )
{
   // вставить "удаленный" объект назад,
   // в список свободных

   ( static_cast< Screen* >( p ) )->next = freeStore;
   freeStore = static_cast< Screen* >( p );
}

Оператор new() можно объявить в классе и без соответствующего delete(). В таком случае объекты освобождаются с помощью одноименного глобального оператора. Разрешается также объявить и оператор delete() без new(): объекты будут создаваться с помощью одноименного глобального оператора. Однако обычно эти операторы реализуются одновременно, как в примере выше, поскольку разработчику класса, как правило, нужны оба.

Они являются статическими членами класса, даже если программист явно не объявит их таковыми, и подчиняются обычным ограничениями для подобных функций-членов: им не передается указатель this, а следовательно, напрямую они могут получить доступ только к статическим членам. (См. обсуждение статических функций-членов в разделе 13.5.) Причина, по которой эти операторы делаются статическими, заключается в том, что они вызываются либо перед конструированием объекта класса (new()), либо после его уничтожения (delete()).

Выделение памяти с помощью оператора new(), например:

Screen *ptr = new Screen( 10, 20 );

эквивалентно последовательному выполнению таких инструкций:

// Псевдокод на C++
ptr = Screen::operator new( sizeof( Screen ) );
Screen::Screen( ptr, 10, 20 );

Иными словами, сначала вызывается определенный в классе оператор new(), чтобы выделить память для объекта, а затем этот объект инициализируется конструктором. Если new() неудачно завершает работу, то возбуждается исключение типа bad_alloc и конструктор не вызывается.

Освобождение памяти с помощью оператора delete(), например:

delete ptr;

эквивалентно последовательному выполнению таких инструкций:

// Псевдокод на C++
Screen::~Screen( ptr );
Screen::operator delete( ptr, sizeof( *ptr ) );

Таким образом, при уничтожении объекта сначала вызывается деструктор класса, а затем определенный в классе оператор delete() для освобождения памяти. Если значение ptr равно 0, то ни деструктор, ни delete() не вызываются.
15.8.1. Операторы new[ ] и delete [ ]

Оператор new(), определенный в предыдущем подразделе, вызывается только при выделении памяти для единичного объекта. Так, в данной инструкции вызывается new() класса Screen:

// вызывается Screen::operator new()
Screen *ps = new Screen( 24, 80 );

тогда как ниже вызывается глобальный оператор new[]() для выделения из хипа памяти под массив объектов типа Screen:

// вызывается Screen::operator new[]()
Screen *psa = new Screen[10];

В классе можно объявить также операторы new[]() и delete[]() для работы с массивами.

Оператор-член new[]() должен возвращать значение типа void* и принимать в качестве первого параметра значение типа size_t. Вот его объявление для Screen:

class Screen {
public:
   void *operator new[]( size_t );
   // ...
};

Когда с помощью new создается массив объектов типа класса, компилятор проверяет, определен ли в классе оператор new[](). Если да, то для выделения памяти под массив вызывается именно он, в противном случае – глобальный new[](). В следующей инструкции в хипе создается массив из десяти объектов Screen:

Screen *ps = new Screen[10];

В этом классе есть оператор new[](), поэтому он и вызывается для выделения памяти. Его параметр size_t автоматически инициализируется значением, равным объему памяти в байтах, необходимому для размещения десяти объектов Screen.

Даже если в классе имеется оператор-член new[](), программист может вызвать для создания массива глобальный new[](), воспользовавшись оператором разрешения глобальной области видимости:

Screen *ps = ::new Screen[10];

Оператор delete(), являющийся членом класса, должен иметь тип void, а в качестве первого параметра принимать void*. Вот как выглядит его объявление для Screen:

class Screen {
public:
   void operator delete[]( void * );
};

Чтобы удалить массив объектов класса, delete должен вызываться следующим образом:

delete[] ps;

Когда операндом delete является указатель на объект типа класса, компилятор проверяет, определен ли в этом классе оператор delete[](). Если да, то для освобождения памяти вызывается именно он, в противном случае – его глобальная версия. Параметр типа void* автоматически инициализируется значением адреса начала области памяти, в которой размещен массив.

Даже если в классе имеется оператор-член delete[](), программист может вызвать глобальный delete[](), воспользовавшись оператором разрешения глобальной области видимости:

::delete[] ps;

Добавление операторов new[]() или delete[]() в класс или удаление их оттуда не отражаются на пользовательском коде: вызовы как глобальных операторов, так и операторов-членов выглядят одинаково.

При создании массива сначала вызывается new[]() для выделения необходимой памяти, а затем каждый элемент инициализируется с помощью конструктора по умолчанию. Если у класса есть хотя бы один конструктор, но нет конструктора по умолчанию, то вызов оператора new[]() считается ошибкой. Не существует синтаксической конструкции для задания инициализаторов элементов массива или аргументов конструктора класса при создании массива подобным образом.

При уничтожении массива сначала вызывается деструктор класса для уничтожения элементов, а затем оператор delete[]() – для освобождения всей памяти. При этом важно использовать правильный синтаксис. Если в инструкции

delete ps;

ps указывает на массив объектов класса, то отсутствие квадратных скобок приведет к вызову деструктора лишь для первого элемента, хотя память будет освобождена полностью.

У оператора-члена delete[]() может быть не один, а два параметра, при этом второй должен иметь тип size_t:

class Screen {
public:
   // заменяет
   // void operator delete[]( void* );
   void operator delete[]( void*, size_t );
};

Если второй параметр присутствует, то компилятор автоматически инициализирует его значением, равным объему отведенной под массив памяти в байтах.
15.8.2. Оператор размещения new() и оператор delete()

Оператор-член new() может быть перегружен при условии, что все объявления имеют разные списки параметров. Первый параметр должен иметь тип size_t:

class Screen {
public:
   void *operator new( size_t );
   void *operator new( size_t, Screen * );
   // ...
};

Остальные параметры инициализируются аргументами размещения, заданными при вызове new:

void func( Screen *start ) {
   Screen *ps = new (start) Screen;
   // ...
}

Та часть выражения, которая находится после ключевого слова new и заключена в круглые скобки, представляет аргументы размещения. В примере выше вызывается оператор new(), принимающий два параметра. Первый автоматически инициализируется значением, равным размеру класса Screen в байтах, а второй – значением аргумента размещения start.

Можно также перегружать и оператор-член delete(). Однако такой оператор никогда не вызывается из выражения delete. Перегруженный delete() неявно вызывается компилятором, если конструктор, вызванный при выполнении оператора new (это не опечатка, мы действительно имеем в виду new), возбуждает исключение. Рассмотрим использование delete() более внимательно.

Последовательность действий при вычислении выражения

Screen *ps = new ( start ) Screen;

такова:

   1. Вызывается определенный в классе оператор new(size_t, Screen*).
   2. Вызывается конструктор по умолчанию класса Screen для инициализации созданного объекта.

Переменная ps инициализируется адресом нового объекта Screen.

Предположим, что оператор класса new(size_t, Screen*) выделяет память с помощью глобального new(). Как разработчик может гарантировать, что память будет освобождена, если вызванный на шаге 2 конструктор возбуждает исключение? Чтобы защитить пользовательский код от утечки памяти, следует предоставить перегруженный оператор delete(), который вызывается только в подобной ситуации.

Если в классе имеется перегруженный оператор с параметрами, типы которых соответствуют типам параметров new(), то компилятор автоматически вызывает его для освобождения памяти. Предположим, есть следующее выражение с оператором размещения new:

Screen *ps = new (start) Screen;

Если конструктор по умолчанию класса Screen возбуждает исключение, то компилятор ищет delete() в области видимости Screen. Чтобы такой оператор был найден, типы его параметров должны соответствовать типам параметров вызванного new(). Поскольку первый параметр new() всегда имеет тип size_t, а оператора delete() – void*, то первые параметры при сравнении не учитываются. Компилятор ищет в классе Screen оператор delete() следующего вида:

void operator delete( void*, Screen* );

Если такой оператор будет найден, то он вызывается для освобождения памяти в случае, когда new() возбуждает исключение. (Иначе – не вызывается.)

Разработчик класса принимает решение, предоставлять ли delete(), соответствующий некоторому new(), в зависимости от того, выделяет ли этот оператор new() память самостоятельно или пользуется уже выделенной. В первом случае delete() необходимо включить для освобождения памяти, если конструктор возбудит исключение; иначе в нем нет необходимости.

Можно также перегрузить оператор размещения new[]() и оператор delete[]() для массивов:

class Screen {
public:
   void *operator new[]( size_t );
   void *operator new[]( size_t, Screen* );
   void operator delete[]( void*, size_t );
   void operator delete[]( void*, Screen* );
   // ...
};

Оператор new[]() используется в случае, когда в выражении, содержащем new для распределения массива, заданы соответствующие аргументы размещения:

void func( Screen *start ) {
   // вызывается Screen::operator new[]( size_t, Screen* )
   Screen *ps = new (start) Screen[10];
   // ...
}

Если при работе оператора new конструктор возбуждает исключение, то автоматически вызывается соответствующий delete[]().

Упражнение 15.9

Объясните, какие из приведенных инициализаций ошибочны:

class iStack {
public:
   iStack( int capacity )
         : _stack( capacity ), _top( 0 ) {}
   // ...
private:
   int _top;
   vatcor< int> _stack;
};
(a) iStack *ps = new iStack(20);
(b) iStack *ps2 = new const iStack(15);
(c) iStack *ps3 = new iStack[ 100 ];

Упражнение 15.10

Что происходит в следующих выражениях, содержащих new и delete?

class Exercise {
public:
   Exercise();
   ~Exercise();
};

Exercise *pe = new Exercise[20];
delete[] ps;

Измените эти выражения так, чтобы вызывались глобальные операторы new() и delete().

Упражнение 15.11

Объясните, зачем разработчик класса должен предоставлять оператор delete().
15.9. Определенные пользователем преобразования

Мы уже видели, как преобразования типов применяются к операндам встроенных типов: в разделе 4.14 этот вопрос рассматривался на примере операндов встроенных операторов, а в разделе 9.3 – на примере фактических аргументов вызванной функции для приведения их к типам формальных параметров. Рассмотрим с этой точки зрения следующие шесть операций сложения:

char ch; short sh;, int ival;
/* в каждой операции один операнд
 * требует преобразования типа */

ch + ival;          ival + ch;
ch + sh;            ch + ch;
ival + sh;          sh + ival;

Операнды ch и sh расширяются до типа int. При выполнении операции складываются два значения типа int. Расширение типа неявно выполняется компилятором и для пользователя прозрачно.

В этом разделе мы рассмотрим, как разработчик может определить собственные преобразования для объектов типа класса. Такие определенные пользователем преобразования также автоматически вызываются компилятором по мере необходимости. Чтобы показать, зачем они нужны, обратимся снова к классу SmallInt, введенному в разделе 10.9.

Напомним, что SmallInt позволяет определять объекты, способные хранить значения из того же диапазона, что unsigned char, т.е. от 0 до 255, и перехватывает ошибки выхода за его границы. Во всех остальных отношениях этот класс ведет себя точно так же, как unsigned char.

Чтобы иметь возможность складывать объекты SmallInt с другими объектами того же класса или со значениями встроенных типов, а также вычитать их, реализуем шесть операторных функций:

class SmallInt {
   friend operator+( const SmallInt &, int );
   friend operator-( const SmallInt &, int );
   friend operator-( int, const SmallInt & );
   friend operator+( int, const SmallInt & );
public:
   SmallInt( int ival ) : value( ival ) { }
   operator+( const SmallInt & );
   operator-( const SmallInt & );
   // ...
private:
   int value;
};

Операторы-члены дают возможность складывать и вычитать два объекта SmallInt. Глобальные же операторы-друзья позволяют производить эти операции над объектами данного класса и объектами встроенных арифметических типов. Необходимо только шесть операторов, поскольку любой встроенный арифметический тип может быть приведен к типу int. Например, выражение

SmallInt si( 3 );
si + 3.14159

разрешается в два шага:

   1. Константа 3.14159 типа double преобразуется в целое число 3.
   2. Вызывается operator+(const SmallInt &,int), который возвращает значение 6.

Если мы хотим поддержать битовые и логические операции, а также операции сравнения и составные операторы присваивания, то сколько же необходимо перегрузить операторов? Сразу и не сосчитаешь. Значительно удобнее автоматически преобразовать объект класса SmallInt в объект типа int.

В языке C++ имеется механизм, позволяющий в любом классе задать набор преобразований, применимых к его объектам. Для SmallInt мы определим приведение объекта к типу int. Вот его реализация:

class SmallInt {
public:
   SmallInt( int ival ) : value( ival ) { }

   // конвертер
   // SmallInt ==> int
   operator int() { return value; }

   // перегруженные операторы не нужны

private:
   int value;
};

Оператор int() – это конвертер, реализующий определенное пользователем преобразование, в данном случае приведение типа класса к заданному типу int. Определение конвертера описывает, что означает преобразование и какие действия компилятор должен выполнить для его применения. Для объекта SmallInt смысл преобразования в int заключается в том, чтобы вернуть число типа int, хранящееся в члене value.

Теперь объект класса SmallInt можно использовать всюду, где допустимо использование int. Если предположить, что перегруженных операторов больше нет и в SmallInt определен конвертер в int, операция сложения

SmallInt si( 3 );
si + 3.14159

разрешается двумя шагами:

   1. Вызывается конвертер класса SmallInt, который возвращает целое число 3.
   2. Целое число 3 расширяется до 3.0 и складывается с константой двойной точности 3.14159, что дает 6.14159.

Такое поведение больше соответствует поведению операндов встроенных типов по сравнению с определенными ранее перегруженными операторами. Когда значение типа int складывается со значением типа double, то выполняется сложение двух чисел типа double (поскольку тип int расширяется до double) и результатом будет число того же типа.

В этой программе иллюстрируется применение класса SmallInt:

#include <iostream>
#include "SmallInt.h"
int main() {
   cout<< "Введите SmallInt, пожалуйста: ";
   while ( cin >> si1 ) {
      cout << "Прочитано значение "
           << si1 << "\nОно ";
      // SmallInt::operator int() вызывается дважды
      cout << ( ( si1 > 127 )
              ? "больше, чем "
              : ( ( si1 < 127 )
                ? "меньше, чем "
                : "равно ") ) <<"127\n";
      cout << "\Введите SmallInt, пожалуйста \
              (ctrl-d для выхода): ";
   }
   cout <<"До встречи\n";
}

Откомпилированная программа выдает следующие результаты:

Введите SmallInt, пожалуйста: 127

Прочитано значение 127

Оно равно 127

Введите SmallInt, пожалуйста (ctrl-d для выхода): 126

Оно меньше, чем 127

Введите SmallInt, пожалуйста (ctrl-d для выхода): 128

Оно больше, чем 127

Введите SmallInt, пожалуйста (ctrl-d для выхода): 256

*** Ошибка диапазона SmallInt: 256 ***

В реализацию класса SmallInt добавили поддержку новой функциональности:

#include <iostream>

class SmallInt {
   friend istream&
      operator>( istream &is, SmallInt &s );
   friend ostream&
      operator<<( ostream &is, const SmallInt &s )
      { return os << s.value; }
public:
   SmallInt( int i=0 ) : value( rangeCheck( i ) ){}
   int operator=( int i )
      { return( value = rangeCheck( i ) ); }
   operator int() { return value; }
private:
   int rangeCheck( int );
   int value;
};

Ниже приведены определения функций-членов, находящиеся вне тела класса:

istream& operator>>( istream &is, SmallInt &si ) {
   int ix;
   is >> ix;
   si = ix;       // SmallInt::operator=(int)
   return is;
}
int SmallInt::rangeCheck( int i )
{
/* если установлен хотя бы один бит, кроме первых восьми,
 * то значение слишком велико; сообщить и сразу выйти */

   if ( i & ~0377 ) {
      cerr < <"\n*** Ошибка диапазона SmallInt: "
           << i << " ***" << endl;
      exit( -1 );
   }
   return i;
}

15.9.1. Конвертеры

Конвертер – это особый случай функции-члена класса, реализующий определенное пользователем преобразование объекта в некоторый другой тип. Конвертер объявляется в теле класса путем указания ключевого слова operator, за которым следует целевой тип преобразования.

Имя, находящееся за ключевым словом, не обязательно должно быть именем одного из встроенных типов. В показанном ниже классе Token определено несколько конвертеров. В одном из них для задания имени типа используется typedef tName, а в другом – тип класса SmallInt.

#include "SmallInt.h"
typedef char *tName;
class Token {
public:
   Token( char *, int );
   operator SmallInt() { return val; }
   operator tName()    { return name; }
   operator int()      { return val; }
   // другие открытые члены
private:
   SmallInt val;
   char *name;
};

Обратите внимание, что определения конвертеров в типы SmallInt и int одинаковы. Конвертер Token::operator int() возвращает значение члена val. Поскольку val имеет тип SmallInt, то неявно применяется SmallInt::operator int() для преобразования val в тип int. Сам Token::operator int() неявно употребляется компилятором для преобразования объекта типа Token в значение типа int. Например, этот конвертер используется для неявного приведения фактических аргументов t1 и t2 типа Token к типу int формального параметра функции print():

#include "Token.h"
void print( int i )
{
   cout < < "print( int ) : " < < i < < endl;
}
Token t1( "integer constant", 127 );
Token t2( "friend", 255 );
int main()
{
   print( t1 );    // t1.operator int()
   print( t2 );    // t2.operator int()
   return 0;
}

После компиляции и запуска программа выведет такие строки:

print( int ) : 127
print( int ) : 255

Общий вид конвертера следующий:

operator type();

где type может быть встроенным типом, типом класса или именем typedef. Конвертеры, в которых type – тип массива или функции, не допускаются. Конвертер должен быть функцией-членом. В его объявлении не должны задаваться ни тип возвращаемого значения, ни список параметров:

operator int( SmallInt & );  // ошибка: не член
class SmallInt {
public:
   int operator int();       // ошибка: задан тип возвращаемого значения
   operator int( int = 0 );  // ошибка: задан список параметров
   // ...
};

Конвертер вызывается в результате явного преобразования типов. Если преобразуемое значение имеет тип класса, у которого есть конвертер, и в операции приведения указан тип этого конвертера, то он и вызывается:

#include "Token.h"
Token tok( "function", 78 );

// функциональная нотация: вызывается Token::operator SmallInt()
SmallInt tokVal = SmallInt( tok );
// static_cast: вызывается Token::operator tName()
char *tokName = static_cast< char * >( tok );

У конвертера Token::operator tName() может быть нежелательный побочный эффект. Попытка прямого обращения к закрытому члену Token::name помечается компилятором как ошибка:

char *tokName = tok.name;  // ошибка: Token::name - закрытый член

Однако наш конвертер, разрешая пользователям непосредственно изменять Token::name, делает как раз то, от чего мы хотели защититься. Скорее всего, это не годится. Вот, например, как могла бы произойти такая модификация:

#include "Token.h"
Token tok( "function", 78 );
char *tokName = tok;   // правильно: неявное преобразование
*tokname = 'P';  // но теперь в члене name находится Punction!

Мы намереваемся разрешить доступ к преобразованному объекту класса Token только для чтения. Следовательно, конвертер должен возвращать тип const char*:

typedef const char *cchar;
class Token {
public:
   operator cchar() { return name; }
   // ...
};
// ошибка: преобразование char* в const char* не допускается
char *pn = tok;
const char *pn2 = tok;   // правильно

Другое решение – заменить в определении Token тип char* на тип string из стандартной библиотеки C++:

class Token {
public:
   Token( string, int );
   operator SmallInt() { return val; }
   operator string()   { return name; }
   operator int()      { return val; }
   // другие открытые члены
private:
   SmallInt val;
   string name;
};

Семантика конвертера Token::operator string() состоит в возврате копии значения (а не указателя на значение) строки, представляющей имя лексемы. Это предотвращает случайную модификацию закрытого члена name класса Token.

Должен ли целевой тип точно соответствовать типу конвертера? Например, будет ли в следующем коде вызван конвертер int(), определенный в классе Token?

extern void calc( double );
Token tok( "constant", 44 );
// Вызывается ли оператор int()? Да
// применяется стандартное преобразование int --> double
calc( tok );

Если целевой тип (в данном случае double) не точно соответствует типу конвертера (в нашем случае int), то конвертер все равно будет вызван при условии, что существует последовательность стандартных преобразований, приводящая к целевому типу из типа конвертера. (Эти последовательности описаны в разделе 9.3.) При обращении к функции calc() вызывается Token::operator int() для преобразования tok из типа Token в тип int. Затем для приведения результата от типа int к типу double применяется стандартное преобразование.

Вслед за определенным пользователем преобразованием допускаются только стандартные. Если для достижения целевого типа необходимо еще одно пользовательское преобразование, то компилятор не применяет никаких преобразований. Предположим, что в классе Token не определен operator int(), тогда следующий вызов будет ошибочным:

extern void calc( int );
Token tok( "pointer", 37 );
// если Token::operator int() не определен,
// то этот вызов приводит к ошибке компиляции
calc( tok );

Если конвертер Token::operator int() не определен, то приведение tok к типу int потребовало бы вызова двух определенных пользователем конвертеров. Сначала фактический аргумент tok надо было бы преобразовать из типа Token в тип SmallInt с помощью конвертера

Token::operator SmallInt()

а затем результат привести к типу int – тоже с помощью пользовательского конвертера

Token::operator int()

Вызов calc(tok) помечается компилятором как ошибка, так как не существует неявного преобразования из типа Token в тип int.

Если логического соответствия между типом конвертера и типом класса нет, назначение конвертера может оказаться непонятным читателю программы:

class Date {
public:
   // попробуйте догадаться, какой именно член возвращается!
   operator int();
private:
   int month, day, year;
};

Какое значение должен вернуть конвертер int() класса Date? Сколь бы основательными ни были причины для того или иного решения, читатель останется в недоумении относительно того, как пользоваться объектами класса Date, поскольку между ними и целыми числами нет явного логического соответствия. В таких случаях лучше вообще не определять конвертер.
15.9.2. Конструктор как конвертер

Набор конструкторов класса, принимающих единственный параметр, например, SmallInt(int) класса SmallInt, определяет множество неявных преобразований в значения типа SmallInt. Так, конструктор SmallInt(int) преобразует значения типа int в значения типа SmallInt.

extern void calc( SmallInt );
int i;
// необходимо преобразовать i в значение типа SmallInt
// это достигается применением SmallInt(int)
calc( i );

При вызове calc(i) число i преобразуется в значение типа SmallInt с помощью конструктора SmallInt(int), вызванного компилятором для создания временного объекта нужного типа. Затем копия этого объекта передается в calc(), как если бы вызов функции был записан в форме:

// Псевдокод на C++
// создается временный объект типа SmallInt
{
   SmallInt temp = SmallInt( i );
   calc( temp );
}

Фигурные скобки в этом примере обозначают время жизни данного объекта: он уничтожается при выходе из функции.

Типом параметра конструктора может быть тип некоторого класса:

class Number {
public:
   // создание значения типа Number из значения типа SmallInt
   Number( const SmallInt & );
   // ...
};

В таком случае значение типа SmallInt можно использовать всюду, где допустимо значение типа Number:

extern void func( Number );
SmallInt si(87);

int main()
{  // вызывается Number( const SmallInt & )
   func( si );
   // ...
}

Если конструктор используется для выполнения неявного преобразования, то должен ли тип его параметра точно соответствовать типу подлежащего преобразованию значения? Например, будет ли в следующем коде вызван SmallInt(int), определенный в классе SmallInt, для приведения dobj к типу SmallInt?

extern void calc( SmallInt );
double dobj;

// вызывается ли SmallInt(int)? Да
// dobj преобразуется приводится от double к int
// стандартным преобразованием
calc( dobj );

Если необходимо, к фактическому аргументу применяется последовательность стандартных преобразований до того, как вызвать конструктор, выполняющий определенное пользователем преобразование. При обращении к функции calc()употребляется стандартное преобразование dobj из типа double в тип int. Затем уже для приведения результата к типу SmallInt вызывается SmallInt(int).

Компилятор неявно использует конструктор с единственным параметром для преобразования его типа в тип класса, к которому принадлежит конструктор. Однако иногда удобнее, чтобы конструктор Number(const SmallInt&) можно было вызывать только для инициализации объекта типа Number значением типа SmallInt, но ни в коем случае не для выполнения неявных преобразований. Чтобы избежать такого употребления конструктора, объявим его явным (explicit):

class Number {
public:
   // никогда не использовать для неявных преобразований
   explicit Number( const SmallInt & );
   // ...
};

Компилятор никогда не применяет явные конструкторы для выполнения неявных преобразований типов:

extern void func( Number );
SmallInt si(87);

int main()
{  // ошибка: не существует неявного преобразования из SmallInt в Number
   func( si );
   // ...
}

Однако такой конструктор все же можно использовать для преобразования типов, если оно запрошено явно в форме оператора приведения типа:

SmallInt si(87);

int main()
{  // ошибка: не существует неявного преобразования из SmallInt в Number
   func( si );
   func( Number( si ) );  // правильно: приведение типа
   func( static_cast< Number >( si ) );  // правильно: приведение типа
}

15.10. Выбор преобразования A

Определенное пользователем преобразование реализуется в виде конвертера или конструктора. Как уже было сказано, после преобразования, выполненного конвертером, разрешается использовать стандартное преобразование для приведения возвращенного значения к целевому типу. Трансформации, выполненной конструктором, также может предшествовать стандартное преобразование для приведения типа аргумента к типу формального параметра конструктора.

Последовательность определенных пользователем преобразований – это комбинация определенного пользователем и стандартного преобразования, которая необходима для приведения значения к целевому типу. Такая последовательность имеет вид:

Последовательность стандартных преобразований ->

Определенное пользователем преобразование ->

Последовательность стандартных преобразований

где определенное пользователем преобразование реализуется конвертером либо конструктором.

Не исключено, что для трансформации исходного значения в целевой тип существует две разных последовательности пользовательских преобразований, и тогда компилятор должен выбрать из них лучшую. Рассмотрим, как это делается.

В классе разрешается определять много конвертеров. Например, в нашем классе Number их два: operator int() и operator float(), причем оба способны преобразовать объект типа Number в значение типа float. Естественно, можно воспользоваться конвертером Token::operator float() для прямой трансформации. Но и Token::operator int() тоже подходит, так как результат его применения имеет тип int и, следовательно, может быть преобразован в тип float с помощью стандартного преобразования. Является ли трансформация неоднозначной, если имеется несколько таких последовательностей? Или какую-то из них можно предпочесть остальным?

class Number {
public:
   operator float();
   operator int();
   // ...
};
Number num;
float ff = num;   // какой конвертер? operator float()

В таких случаях выбор наилучшей последовательности определенных пользователем преобразований основан на анализе последовательности преобразований, которая применяется после конвертера. В предыдущем примере можно применить такие две последовательности:

   1. operator float() -> точное соответствие
   2. operator int() -> стандартное преобразование

Как было сказано в разделе 9.3, точное соответствие лучше стандартного преобразования. Поэтому первая последовательность лучше второй, а значит, выбирается конвертер Token::operator float().

Может случиться так, что для преобразования значения в целевой тип применимы два разных конструктора. В этом случае анализируется последовательность стандартных преобразований, предшествующая вызову конструктора:

class SmallInt {
public:
   SmallInt( int ival ) : value( ival ) { }
   SmallInt( double dval )
           : value( static_cast< int >( dval ) );
   { }
};

extern void manip( const SmallInt & );

int main() {
   double dobj;
   manip( dobj );   // правильно: SmallInt( double )
}

Здесь в классе SmallInt определено два конструктора – SmallInt(int) и SmallInt(double), которые можно использовать для изменения значения типа double в объект типа SmallInt: SmallInt(double) трансформирует double в SmallInt напрямую, а SmallInt(int) работает с результатом стандартного преобразования double в int. Таким образом, имеются две последовательности определенных пользователем преобразований:

   1. точное соответствие -> SmallInt( double )
   2. стандартное преобразование -> SmallInt( int )

Поскольку точное соответствие лучше стандартного преобразования, то выбирается конструктор SmallInt(double).

Не всегда удается решить, какая последовательность лучше. Может случиться, что все они одинаково хороши, и тогда мы говорим, что преобразование неоднозначно. В таком случае компилятор не применяет никаких неявных трансформаций. Например, если в классе Number есть два конвертера:

class Number {
public:
   operator float();
   operator int();
   // ...
};

то невозможно неявно преобразовать объект типа Number в тип long. Следующая инструкция вызывает ошибку компиляции, так как выбор последовательности определенных пользователем преобразований неоднозначен:

// ошибка: можно применить как float(), так и int()
long lval = num;

Для трансформации num в значение типа long применимы две такие последовательности:

   1. operator float() -> стандартное преобразование
   2. operator int() -> стандартное преобразование

Поскольку в обоих случаях за использованием конвертера следует применение стандартного преобразования, то обе последовательности одинаково хороши и компилятор не может выбрать ни одну из них.

С помощью явного приведения типов программист способен задать нужное изменение:

// правильно: явное приведение типа
long lval = static_cast<int >( num );

Вследствие такого указания выбирается конвертер Token::operator int(), за которым следует стандартное преобразование в long.

Неоднозначность при выборе последовательности трансформаций может возникнуть и тогда, когда два класса определяют преобразования друг в друга. Например:

class SmallInt {
public:
   SmallInt( const Number & );
   // ...
};

class Number {
public:
   operator SmallInt();
   // ...
};

extern void compute( SmallInt );
extern Number num;

compute( num );  // ошибка: возможно два преобразования

Аргумент num преобразуется в тип SmallInt двумя разными способами: с помощью конструктора SmallInt::SmallInt(const Number&) либо с помощью конвертера Number::operator SmallInt(). Поскольку оба изменения одинаково хороши, вызов считается ошибкой.

Для разрешения неоднозначности программист может явно вызвать конвертер класса Number:

// правильно: явный вызов устраняет неоднозначность
compute( num.operator SmallInt() );

Однако для разрешения неоднозначности не следует использовать явное приведение типов, поскольку при отборе преобразований, подходящих для приведения типов, рассматриваются как конвертер, так и конструктор:

compute( SmallInt( num ) );  // ошибка: по-прежнему неоднозначно

Как видите, наличие большого числа подобных конвертеров и конструкторов небезопасно, поэтому их. следует применять с осторожностью. Ограничить использование конструкторов при выполнении неявных преобразований (а значит, уменьшить вероятность неожиданных эффектов) можно путем объявления их явными.
15.10.1. Еще раз о разрешении перегрузки функций

В главе 9 подробно описывалось, как разрешается вызов перегруженной функции. Если фактические аргументы при вызове имеют тип класса, указателя на тип класса или указателя на члены класса, то на роль возможных кандидатов претендует большее число функций. Следовательно, наличие таких аргументов оказывает влияние на первый шаг процедуры разрешения перегрузки – отбор множества функций-кандидатов.

На третьем шаге этой процедуры выбирается наилучшее соответствие. При этом ранжируются преобразования типов фактических аргументов в типы формальных параметров функции. Если аргументы и параметры имеют тип класса, то в множество возможных преобразований следует включать и последовательности определенных пользователем преобразований, также подвергая их ранжированию.

В этом разделе мы детально рассмотрим, как фактические аргументы и формальные параметры типа класса влияют на отбор функций-кандидатов и как последовательности определенных пользователем преобразований сказываются на выборе наилучшей из устоявших функции.
15.10.2. Функции-кандидаты

Функцией-кандидатом называется функция с тем же именем, что и вызванная. Предположим, что имеется такой вызов:

SmallInt si(15);
add( si, 566 );

Функция-кандидат должна иметь имя add. Какие из объявлений add() принимаются во внимание? Те, которые видимы в точке вызова.

Например, обе функции add(), объявленные в глобальной области видимости, будут кандидатами для следующего вызова:

const matrix& add( const matrix &, int );
double add( double, double );

int main() {
   SmallInt si(15);
   add( si, 566 );
   // ...
}

Рассмотрение функций, чьи объявления видны в точке вызова, производится не только для вызовов с аргументами типа класса. Однако для них поиск объявлений проводится еще в двух областях видимости:

    * если фактический аргумент – это объект типа класса, указатель или ссылка на тип класса либо указатель на член класса и этот тип объявлен в пользовательском пространстве имен, то к множеству функций-кандидатов добавляются функции, объявленные в этом же пространстве и имеющие то же имя, что и вызванная:

      namespace NS {
         class SmallInt { /* ... */ };
         class String { /* ... */ };
         String add( const String &, const String & );
      }

      int main() {
         // si имеет тип class SmallInt:
         // класс объявлен в пространстве имен NS
         NS::SmallInt si(15);

         add( si, 566 );  // NS::add() - функция-кандидат
         return 0;
      }

      Аргумент si имеет тип SmallInt, т.е. тип класса, объявленного в пространстве имен NS. Поэтому к множеству функций-кандидатов добавляется add(const String &, const String &), объявленная в этом пространстве имен;
    * если фактический аргумент – это объект типа класса, указатель или ссылка на класс либо указатель на член класса и у этого класса есть друзья, имеющие то же имя, что и вызванная функция, то они добавляются к множеству функций-кандидатов:

      namespace NS {
         class SmallInt {
            friend SmallInt add( SmallInt, int ) { /* ... */ }
         };
      }

      int main() {
         NS::SmallInt si(15);

         add( si, 566 );  // функция-друг add() - кандидат
         return 0;
      }

Аргумент функции si имеет тип SmallInt. Функция-друг класса SmallInt add(SmallInt, int) – член пространства имен NS, хотя непосредственно в этом пространстве она не объявлена. При обычном поиске в NS функция-друг не будет найдена. Однако при вызове add() с аргументом типа класса SmallInt принимаются во внимание и добавляются к множеству кандидатов также друзья этого класса, объявленные в списке его членов.

Таким образом, если в списке фактических аргументов функции есть объект, указатель или ссылка на класс, а также указатели на члены класса, то множество функций-кандидатов состоит из множества функций, видимых в точке вызова, или объявленных в том же пространстве имен, где определен тип класса, или объявленных друзьями этого класса.

Рассмотрим следующий пример:

namespace NS {
   class SmallInt {
      friend SmallInt add( SmallInt, int ) { /* ... */ }
   };
   class String { /* ... */ };
   String add( const String &, const String & );
}

const matrix& add( const matrix &, int );
double add( double, double );

int main() {
   // si имеет тип class SmallInt:
   // класс объявлен в пространстве имен NS
   NS::SmallInt si(15);

   add( si, 566 );  // вызывается функция-друг
   return 0;
}

Здесь кандидатами являются:

    * глобальные функции:

      const matrix& add( const matrix &, int )
      double add( double, double )

    * функция из пространства имен:

      NS::add( const String &, const String & )

    * функция-друг:

      NS::add( SmallInt, int )

      При разрешении перегрузки выбирается функция-друг класса SmallInt NS::add( SmallInt, int ) как наилучшая из устоявших: оба фактических аргумента точно соответствуют заданным формальным параметрам.

      Разумеется, вызванная функция может быть несколько аргументов типа класса, указателя или ссылки на класс либо указателя на член класса. Допускаются разные типы классов для каждого из таких аргументов. Поиск функций-кандидатов для них ведется в пространстве имен, где определен класс, и среди функций-друзей класса. Поэтому результирующее множество кандидатов для вызова функции с такими аргументами содержит функции из разных пространств имен и функции-друзья, объявленные в разных классах.
      15.10.3. Функции-кандидаты для вызова функции в области видимости класса

      Когда вызов функции вида

      calc(t)

      встречается в области видимости класса (например, внутри функции-члена), то первая часть множества кандидатов, описанного в предыдущем подразделе (т.е. множество, включающее объявления функций, видимых в точке вызова), может содержать не только функции-члены класса. Для построения такого множества применяется разрешение имени. (Эта тема детально разбиралась в разделах 13.9 – 13.12.)

      Рассмотрим пример:

      namespace NS {
         struct myClass {
            void k( int );
            static void k( char* );
            void mf();
         };
         int k( double );
      };

      void h(char);

      void NS::myClass::mf() {
         h('a');   // вызывается глобальная h( char )
         k(4);     // вызывается myClass::k( int )
      }

      Как отмечалось в разделе 13.11, квалификаторы NS::myClass:: просматриваются в обратном порядке: сначала поиск видимого объявления для имени, использованного в определении функции-члена mf(), ведется в классе myClass, а затем – в пространстве имен NS. Рассмотрим первый вызов:

      h( 'a' );

      При разрешении имени h() в определении функции-члена mf() сначала просматриваются функции-члены myClass. Поскольку функции-члена с таким именем в области видимости этого класса нет, то далее поиск идет в пространстве имен NS. Функции h()нет и там, поэтому мы переходим в глобальную область видимости. Результат – глобальная функция h(char), единственная функция-кандидат, видимая в точке вызова.

      Как только найдено подходящее объявление, поиск прекращается. Следовательно, множество содержит только те функции, объявления которых находятся в областях видимости, где разрешение имени завершилось успешно. Это можно наблюдать на примере построения множества кандидатов для вызова

      k( 4 );

      Сначала поиск ведется в области видимости класса myClass. При этом найдены две функции-члена k(int) и k(char*). Поскольку множество кандидатов содержит лишь функции, объявленные в той области, где разрешение успешно завершилось, то пространство имен NS не просматривается и функция k(double) в данное множество не включается.

      Если обнаруживается, что вызов неоднозначен, поскольку в множестве нет наиболее подходящей функции, то компилятор выдает сообщение об ошибке. Поиск кандидатов, лучше соответствующих фактическим аргументам, в объемлющих областях видимости не производится.
Категория: С++ | Добавил: r2d2 (29.09.2011)
Просмотров: 954 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Born in Ussr
Залогиниться
Турниры

/j clan ussr /j clan cccp